Кто, зачем и как (о блог-проекте) === Мой основной персональный Web-ресурс тут:

среда, 20 января 2010 г.

IBM Lotus – облака, социальные сети, мобильность…

Сейчас в Орландо (США) проходит ежегодная конференцию IBM Lotusphere 2010. Она проходит традиционно именно в этом время года и именно тут (в одном и том же отеле). Главное событие корпорации по направлению Lotus.




Общее главное впечатление – никаких разговоров про кризис и про выживание в тяжелых экономических условиях. В частных беседах отмечается, что рынок еще только восстанавливается от кризиса, но нужно сейчас уже нужно отбросить разговоры о "выживании" и срочно переходить к решению задач развития. Кстати, собралось тут немало народу – более 7 тыс. человек. Как в старые добрые времена.



В содержательном плане пока суть содержательных анонсов оценить непросто (очень много маркетинговой шелухи, которую нужно как-то отделить от реалий). Но общая стратегия в целом вполне понятна:

1. поддержка и развитие унаследованных технологий и продуктов (как ни крути, но основой всего семейства Lotus продолжает оставаться Notes и Domino)

2. продолжение движения в сторону Облаков и социальных сетей.


На конференции объявлено о новом проекте Vulcan, который должен объединить на новой концептуальной основе (опять же облака, социальные сети) основные решения – LotusLive, Notes, Domino, Connections, Quickr, Portal. Но что это будет по сути, пока не очень понятно.



Из разговоров (в том числе кулуарных и на разных групповых встречах) видно, что подходы, которые еще пару лет назад выглядели идеями-мечтами (те же социальные сети) начинают становиться реальностью и получают вполне конкретное воплощение.


И что для внедрения новых вещей (опять же социальных сетей) от поставщиков требуются довольно серьезные и специальные усилия, который потом все же дают неплохой результат.


Я это к тому, что и нам тут нужно не замыкаться только на проблемах работы с документами. Все не нужно забывать, что документы – это не цель, а средство. А цель автоматизации – это решение некоторых содержательных задач. Ну, типа повышения эффективности работы людей.


Кстати, тут в очередной раз хорошо видно различие между "ихним" и "нашенским" подходами к автоматизации.


Все же у них в центре внимания – люди. Обсуждается, как улучшить их работу, как повысить эффективность работы организаций.


А у нас же в центре внимание средства (те же документы).


Получается – у нас люди для документов, а нужно бы – наоборот.

И еще. Слоган конференции - Lotus Knows (Лотус знает).
И есть его расширенный вариант:



Лотус знает - зачем
Лотус знает - как


Вот и нам хорошо бы обсуждать не только стратегические цели, но и пути их достижения.









32 комментария:

  1. А можно чуть подробнее о соцсетях и порталах на платформе Lotus? Интерес носит практический характер

    ОтветитьУдалить
  2. О социальном ПО Lotus http://www-01.ibm.com/software/ru/lotus/wdocs/connections/
    http://www-01.ibm.com/software/ru/lotus/wdocs/quickr/
    О портале http://www-142.ibm.com/software/products/ru/ru/portal

    ОтветитьУдалить
  3. Ссылки на тезнические описания - это хорошо. Но, мне кажется, что вопрос был совсем по другому аспекту: как все это реально применяется? Нужны ли реально предприятиям те же социальные сети? В каком виде их можно использовать и для чего? И т.д...

    ОтветитьУдалить
  4. Нут вот джинса в комментах пошла :-)

    ОтветитьУдалить
  5. Я бы не спешил с такими выводами. В любом случае упреки в "джинсе" лучше избегать. Это очень и очень спорно -- где лежит граница между рекламой и полезно-содержателной информацией.

    Не говоря уже о том, что "джинса" - это скрытая реклама, тут приведены ссылки вполне окрыто :-)

    ОтветитьУдалить
  6. Джинса, джинса...
    Причем двухходовая.
    Сначала некий "аноним" (видимо, забаненный везде в интернете, кроме данного конкретного блога) задает "практический" вопрос.

    А потом "якобы сочувствующий" анониму участник блога (просто по "случайному совпадению" являющийся партнером IBM именно в части Lotus) дает ссылки на сайт вендора (чего вроде бы мы договорились здесь не делать).

    ОтветитьУдалить
  7. Честно говоря, мне такая тональность очень не нравится!!!
    Могу категорически заявить: лди начинают обсуждать поступки других людей, когда им просто нечего другого сказать.
    Нельзя постоянно всех подзревать и упрекать!

    Про ссылки на сайты вендоры мы не договаривались!

    Лично я считаю, что такие ссылки могут быть намного интереснее и полезнее, чем старозавтные рассказы о том, почему в России ширина дорог больше европейского стандарта на... Сколько там сантиметров?

    Смею вас уверить, что есть начать искать джинсу, то при желании ее можно найти в каждой записи.

    Давайте, не попрекать других, а показывать на собственном примере, как и что нужно писать.

    ОтветитьУдалить
  8. Al_Bert>> Джинса, джинса...
    Причем двухходовая.
    Сначала некий "аноним" (видимо, забаненный везде в интернете, кроме данного конкретного блога) задает "практический" вопрос.

    Нет, это не так было. Это была трехходовка. Все сидят и думают: "Третий месяц пошел, когда же джинса начнется?!". Наконец, нервы не выдержали и решили устроить провокацию. Задали анонимный вопрос. Я думаю: "Ладно, подыграю.., кто откликнется, тот и провокатор".
    Теперь можно не притворяться и расставить точки над буквами.. ))

    ОтветитьУдалить
  9. >> Про ссылки на сайты вендоры мы не договаривались!

    Не договаривались в явном виде, но на мой взгляд (думаю, и не только мой) это следует из декларации блога, которая видна всем (слева вверху) - "... место профессионального обсуждения актуальных вопросов технологий и методологий, а не компаний и их продуктов"

    >> ... чем старозавтные рассказы о том, почему в России ширина дорог больше европейского стандарта на...

    Если имеется в виду мой пост в моем же блоге (ссылки на который я не даю во избежание..), то, во-первых, речь была не о России вообще и, во-вторых, я всегда считал и считаю, что хороший анекдот чаще бывает гораздо полезнее, чем "якобы серьезные" рассуждения о том, "как нам реорганизовать..."

    >> Давайте, не попрекать других, а показывать на собственном примере, как и что нужно писать.

    Я и показываю - у себя в блоге. И судя по статистике, меня читают.

    А если Вы хотите серьезного разбора содержания данного блога, то я готов его сделать. В большом посте. У себя в блоге.

    ОтветитьУдалить
  10. Коллеги, чего спорить - очевидная если не джинса, то варенка  $-) Что-то не припомню чтоб в заголовков постов в этом сообществе выставлялись названия брендов и продуктов. Плохой почин. Наверное лучше было бы удалить, тем более, что информации ноль, авторского тоже ноль. Новстные ИТ сайты мы все и так каждый день читаем.

    ОтветитьУдалить
  11. Не считаю нужным отвечать или комментировать...

    ОтветитьУдалить
  12. Pavel Eyges >> Что-то не припомню чтоб в заголовков постов в этом сообществе выставлялись названия брендов и продуктов

    Я не злопамятный, просто у меня память хорошая :). Привожу только посты с соответствующим заголовками. А были еще "Вести с полей" и т.п.

    Октябрь:
    - Перезагрузка "ИнтерТраста"
    - Займется ли "1С" всерьез автоматизацией документооборота?

    Ноябрь:
    - Материалы с мероприятий "ИнтерТраста" и ЭОС
    - "БОСС-Референт" на платформе MS SharePoint
    - Momentum 2009. Афины, Греция (включил, чтобы не быть обвиненным в предвзятости - хотя здесь ни вендор, ни продукт не названы)
    - MSSP, Босс-Рефефрент и все-все

    ОтветитьУдалить
  13. Ну чисто по статистике видно, что про IBM / Lotus в разы больше, чем про других вендоров / платформы. Тенденция, однако, просматривается... :)

    ОтветитьУдалить
  14. Скоро десять лет Сереже,
    Диме
    Нет еще шести,—
    Дима
    Все никак не может
    До Сережи дорасти.

    Бедный Дима,
    Он моложе!
    Он завидует
    Сереже!

    ОтветитьУдалить
  15. Странно никто так и не захотел ответить на вопрос
    "Нужны ли реально предприятиям те же социальные сети? В каком виде их можно использовать и для чего? И т.д..."
    Какие-то разборки.
    Хочу немного добавить про мероприятие и про саму концепцию слияния средств коллективной работы, социальных сетей и документооборота( для краткости). Кроме маркетинга на мероприятии IBM также поделилось своим опытом использования социальных сетей в работе компании. Честно признались, что это было нелегко сделать - приучить людей в большей степени использовать информацию содержащуюся с соцю сетях. Зачем? Основная мысь состоит в том, что меняется подход к поиску нужной информации и идей - не из внешнего источника, а от своих коллег. Конечно никто не отменяет поиск информации извне , ну и тут есть уклон в сторону соц. сетей - " Content drives collaboration". Т.е найдя необходимую , интересующую Вас, информацию Вы легко можете "выйти на связь" с автором и продолжить свое исследование.
    Ну может быть мой комментарий внесет немного позитива. На самом деле это только маленькая часть того о чем говорилось на меропроиятии, но об этом говорит не только IBM, поэтому я не вижу в этом особенной рекламы.
    Кстати , а что такое джинса на вашем сленге?

    ОтветитьУдалить
  16. >> Вот и нам хорошо бы осуждать не только стратегические цели, но и пути их достижения.

    Похоже случайная оговорка сыграла злую шутку с дискуссией :)

    ОтветитьУдалить
  17. > Похоже случайная оговорка сыграла злую шутку с дискуссией

    Осуждений не состоялось и стратегических целей и путей :-)

    ОтветитьУдалить
  18. > Странно никто так и не захотел ответить на вопрос

    Я думаю, что просто нечего сказать :-) А потому вместо разговора по сути начинает поиск внешних врагов :-(

    На самом деле, посещение зарубеж мероприятий позволяет воочию сравнить уровни разных рынков. И я имею в виду и содержание мероприятий, и форму.

    Хотя мы и стали использовать западные термины, типа ECM, но по сути пока сидим на уровне автоматизации канцелярии...

    ОтветитьУдалить
  19. Sandy>> Нужны ли реально предприятиям те же социальные сети? В каком виде их можно использовать и для чего?

    Мне кажется, наблюдаемые сейчас за рубежом "танцы с бубном" вокруг социальных сетей через пару лет сойдут на нет. В самом деле, о пользе неформального общения с коллегами по работе и с клиентами известно ещё с незапамятных времен, и создание для этого современных технических средств - это здорово. Правда, такое общение, помимо массы положительных вещей, может способствовать также клановости и коррупционности, и не всегда имеющим "хорошие" последствия действиям в обход непосредственных начальников - о чём апологеты Enterprise 2.0 и Government 2.0 предпочитают помалкивать.

    Однако когда люди начинают без шуток, не краснея и не подпрыгивая, говорить о том, что на неформальном общении можно построить основную деятельность серьёзной организации - это, по-моему, "замки на песке". Как быть, например, с ответственностью (кого наказывать за провал работы?), с выдерживанием сроков? Кому выплачивать премии?

    IMHO социальные сети нужны предприятиям как инструмент формирования корпоративной культуры, как канал обратной связи - для руководства, как средство преодоления замкнутости отдельных структур в плане обмена информацией – для специалистов. Как элемент «регулярных» деловых процессов они могут использоваться лишь иногда, когда обстановка позволяет, и никогда не должны становиться их краеугольным камнем.

    ОтветитьУдалить
  20. Возражу уважаемой Наталье Александровне,

    Принципиальным моментом тут является отношение ECM к новым видам контента – управлять или не управлять, ну, мол, его (вот вам тема для Docflow). Более живой пример: каждый из нас отправляя SMS или делая звонок по сотовому телеф., порождает records у мобильных операторов. Любая спецслужба любой страны в случае чего будет рассматривать их как след, а суд, возможно, как улику. Академические определения, что это есть - «запись», «документ», «контент» или «метаданные» - практического смысла не имеют - какая разница. Перед нами информация, которой нужно управлять. Информация – это все, что наполняет терабайты и петабайты.

    Вернемся к социальным сетям. Особенность российского подхода – уходить от вопросов информационного менеджмента и упирать на вопросы «управленческой эффективности» - «ответственность», «провал работы» - это не ИТ, а совсем другая область. Уверяю вас, IBM, вполне в курсе насчет того, что компания должна работать эффективно.

    «Контроль исполнения» - IBM и EMC и слов-то таких не употребляют, а в России их, говоря о СЭД употребляют без всякой меры. Вот вам и вся разница между СЭД и ECM.

    ОтветитьУдалить
  21. A_Sapozn>>...IBM, вполне в курсе насчет того, что компания должна работать эффективно...

    Наверное. Но, подозреваю, объёмы собственных продаж вендоров всегда волнуют несколько больше,чем что-либо ещё :)

    A_Sapozn>> «Контроль исполнения» - IBM и EMC и слов-то таких не употребляют...

    В былые времена в нашей стране слово "секс" тоже не употребляли, но на этом основании я бы не стала делать далеко идущих выводов... :))

    ОтветитьУдалить
  22. Н.А., лично я не работаю ни на IBM, ни на EMC, вообще разоблачение мотивов - занятие неблагодарное. Вопрос - информация, порождаемая пользователями блогов, вики, форумов и т.п. - это корпоративный контент или нет? Да или нет?

    ОтветитьУдалить
  23. A_Sapozn>> Вопрос - информация, порождаемая пользователями блогов, вики, форумов и т.п. - это корпоративный контент или нет?

    А что имеется в виду?

    А) Контент, сидящей в информационных системах организации? – если организация предоставит такие системы сотрудникам, то да, в этом смысле контент будет корпоративным;

    Б) Контент, права на который имеет организация? – здесь вопрос очень сложный, зависящий от особенностей национального законодательства. Очень грубая оценка такая: Если контент создан в рабочее время, оплаченное организацией – то он корпоративный.

    В) Контент, представляющий ценность для организации? – не секрет, что на подавляющем большинстве блогов и т.д. ничего путного не найти, а если и найти, но надо ещё долго «фильтровать». Спам я корпоративным контентом не считаю :)

    Суммарный ответ: Смотря по обстоятельствам. IMHO чаще нет, чем да.

    ОтветитьУдалить
  24. Вы знаете, электронная почта тоже вначале была забавой (вспомните fidonet) и ответ был "чаще нет, чем да", а потом...

    А пример с SMS - это чей контент - мой или моего провайдера? Следствие установит. Кстати, Вы, Н.А. всегда ссылаетесь на судебную практику и это хорошо, так вот какая разница суду чей это контент и как он по нашей классификации называется.

    Насчет рабочего времени: персональный компьютер, а тем более всякие гаджеты (посмотрите в заголовке темы "мобильность"), скоростные и беспроводные сети начисто упразднили это понятие. Множество людей в "рабочее время" бездельничают, а в отпуске входят в корпоративную сеть и решают важные вопросы по мобильному. Спросите у Андрея, когда у него начинается и кончается рабочий день. Да и отметки времени на постах этого блога посмотрите, это мы (вы) делаем в рабочее время или в порядке хобби?

    Может IBM просто смотрит дальше?

    ОтветитьУдалить
  25. А пример с SMS - это чей контент - мой или моего провайдера? Следствие установит. Кстати, Вы, Н.А. всегда ссылаетесь на судебную практику и это хорошо, так вот какая разница суду чей это контент и как он по нашей классификации называется.

    Насколько мне известно, провайдер не вправе сохранять сами сообщения (разве что короткое время), он хранит только учетную информацию о них.

    Суду есть разница, чей это контент: если сторона свои доказательства приобрела незаконно, суд их не будет рассматривать. Кроме того, один и тот же документ может быть принят или не принят судом исключительно в зависимости от того, какая сторона в деле на него ссылается. Скажем, журнал регистрации корреспонденции моей организации, когда стоит вопрос о том, приходил (отправлялся) документ или нет, может быть использован только против неё потому, что этот журнал находится под полным контролем моей организации, и суд это учитывает.

    Как контент называется, суду тоже может быть и не всё равно - в каждом конкретном случае это зависит от особенностей законодательства. Если по закону требуется документ, то попробуйте сказать суду, что документов у Вас нет, но зато Вы принесли много интересных записей :)) Кроме того, за названиями типа documents/records стоит определенная практика управления и защиты, позволяющая суду "в среднем" придавать records куда больше доказательной силы, чем documents.

    Насчет рабочего времени: персональный компьютер, а тем более всякие гаджеты ... скоростные и беспроводные сети начисто упразднили это понятие.

    В том мире, в котором я живу, учет рабочего времени ещё никто не отменил - хотя я-то как раз "за" :)

    ОтветитьУдалить
  26. Хранение провайдером моих SMS в течение известного (провайдеру) времени законно. Более того, суд (следствие), обязательно запросит моего провайдера предоставить ему такую информацию, если у него будут основания расчитывать, что такая информация поможет выяснению истины. Да, если та или иная сторона неправильно (не так как в законе) назовет рассмотренную (представленную) информацию, у другой стороны появится юридическая зацепка, но ее наличие,конечно, не гарантирует автоматически выигрыша в суде.

    Вообще, обе Ваши реплики в последнем посте свидетельствуют о наличии существенных gap's между технологиями, укореняющимися в практике де-факто и законами (регламентами), которые часто оперируют концептами де-факто же неактуальными.

    ОтветитьУдалить
  27. > хотя я-то как раз "за"

    Дело не в наших "за" или "против". Ключевое слово здесь "де факто". Технологии де-факто отменяют правила. Люди стали называть файлы документами и правила поупирались, поупирались и поменялись.

    ОтветитьУдалить
  28. A_Sapozn>>...обе Ваши реплики в последнем посте свидетельствуют о наличии существенных gap's между технологиями... и законами

    Наверное, было бы как раз странно, если бы не было "разрывов" между законодательством (в основе своём созданном даже не в 20-м веке, а гораздо раньше), - и принципиально новыми технологиями (а ведь к тому же существенно изменились методы государственного и корпоратиного управления).

    В эпоху революционных перемен это нормально, и так будет продолжаться ещй довольно долго. Только тогда, когда перемены если не закончатся совсем, но хотя бы будут идти на постоянной скорости, мы получим (может быть) недырявое, сбалансированное, более-менее непротиворечивое законодательство. Во всяком случае, в ближайшие лет 20 я бы на это не слишком рассчитывала. Соответственно, нужно приспосабливаться :)

    Технологии де-факто отменяют правила

    Иногда. Со временем. И пионеры освоения нередко идут на корм судам, если верят в свою неуязвимость.

    ОтветитьУдалить
  29. Счет пионерам в нашем случае идет уже на сотни миллионов. Суды (и не они одни) функционируют в среде массовых "нарушений", на которые все (в том числе суды) вынуждены закрывать глаза. Необязательный к исполнению закон - род беззакония. Если попытаться блокировать внедряющиеся де-факто инновации, то сливки прогресса достанутся преступникам. Так, некогда католическая церковь пыталась запретить ручные арбалеты как безбожное оружие. Были предусмотрены, как вы понимаете, и санкции к нарушителям. В результате добрые католики стали страдать от вооруженных (лучше чем они) разбойников, которым папа был не указ. Пришлось снять регулятивную норму.

    Что есть "революционные перемены" - вопрос соглашения. Если оставить за бортом, как Вы предлагаете, все происходящее вне офиса и в нерабочее время, закрыть глаза на то, что основной (или достаточно значимый) обмен информацией идет через неконституционные источники и в неконституционной форме (блоги и т.п.), то, вроде, никакой революции и нет - файлы, word, pdf и э-почта были уже 10 лет назад, можно вводить регламенты.

    Вопрос идет ли этот поток? У них и у нас. Мы опять приходим к различиям ECM (отвечают "yes") и СЭД (отвечают "что вы, что вы, у нас по регламенту этого нет, значит, нет и по жизни. И не будет, иначе вмешается закон").

    ОтветитьУдалить
  30. Я в целом солидарен с позицией Александра. В посте я высказал свое восприятие: такое впечатление, что у нас люди существуют для процессов, а не процессы для людей.

    Честно говоря, странно, что нужно доказывать влияние технологий на нашу жизнь и работу.

    Должен вам сказать, что работа издания -- это довольно сложный деловой механизм, с очень непростыми деловыми процессами (прохождение статей, их согласование, редактирование, оплата и пр.).

    То как мы работали 10 лет назад и сейчас -- это небо и земля...

    ОтветитьУдалить
  31. akolesov >> Я в целом солидарен с позицией Александра.

    В чём? В упорном непризнании того, что технический прогресс сам по себе, без адекватного изменения в правовой и организационной сфере, позволяет получить лишь долю потенциальной отдачи?

    akolesov>> Честно говоря, странно, что нужно доказывать влияние технологий на нашу жизнь и работу

    Действительно, очень странно. Интересно, в чьих постах Вы обнаружили отрицание такого влияния?

    ОтветитьУдалить

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.