Кто, зачем и как (о блог-проекте) === Мой основной персональный Web-ресурс тут:

пятница, 26 февраля 2010 г.

Расчет окупаемости СЭД-проекта. Это возможно?

Проблема рассчета окупаемости ИТ-проектов стара, как и сами ИТ. При этом она относится к той категории задач нужный и невозможных одновременно. В советские времена вопрос ROI (Return On Investment, ROI) был не столько актуальным (или вовсе неактуальным), но тогда была другая похожая нужно-невозможная задача - расчет уровня автоматизации...

Компания "КОРУС Консалтинг" выпустила опередной пресс-релиз (ее PR-активность резко повысилась, не сомневаюсь, за счет активности ее нового PR-директора) как раз на тему рассчета ROI - http://www.korusconsulting.ru/press-room/news/news_351.html

Честно говоря, я уверен (все же есть некоторые опыт решения подобных задач), что создать какую-то универсальную методику автоматического рассчета ROI для любого ИТ-проекта просто невозможно. Ну типа собрал данные о проекте, засунул их в калькулятор и получил однозначный результат.

Но все же общие подходы для проведения таких оценок должны быть. Они нужны.

Вопрос: есть ли такие обшепризнанные методики для СЭД-проектов? Нужны ли они?

Если нужны, то это -- очень полезно-благородная задача для СЭД-сообщества.

9 комментариев:

  1. Для _любого_ ИТ-проекта создать содержательную ROI-модель нельзя, а вот на конкретную автоматизируемую бизнес-задачу - нет никаких проблем, если подумать о том, что же такое расчет ROI.
    В общем случае это набор математических моделей по затратной части рассматриваемого проекта и по его зарабатывающей части.
    Дальше говорить "в общем" сложно, поэтому конкретно про СЭД, причем очень грубо, не претендуя даже на 50%-ную полноту модели.
    Затраты за Х лет: затраты на проект, включая поддержку за Х лет.
    Заработок за Х лет: затраты труда на выполнение автоматизируемых операций "как есть сейчас" МИНУС "как планируется после внедрения". Здесь речь только про экономию, не углубляясь в тонкие материи в стиле "повышение эффективности принятия решений и его влияние на капитализацию акций на бирже"
    Эффект внедрения в перспективе Х лет: заработок МИНУС затраты.
    ROI, строго говоря, это процент эффективности проекта в первый год: заработок за 1-й год ПОДЕЛИТЬ на затраты на 1-й год УМНОЖИТЬ на 100%.
    Т.е. если заработок равен расходам, то ROI = 100% - проект окупился ровно за год.
    Заработок в 2 раза больше расходов - ROI = 200%, окупаемость 6 месяцев.
    В 2 раза меньше - ROI = 50%, окупаемость надо пересчитывать, включая заработок и расходы второго года (это не классический случай расчета ROI).
    Конец матликбеза.
    Теперь опять к СЭД, а именно - как считать заработок или, иначе говоря, что включать в список автоматизируемых операций.
    Привожу пример списка:
    – Регистрация входящего документа
    – Регистрация внутреннего документа
    – Регистрация исходящего документа
    – Размножение документа по резолюции
    – Подготовка типового документа
    – Утверждение типового документа
    – Прохождение этапа согласования типового документа
    – Мониторинг процедур согласования и утверждения
    – Выдача напоминаний о приближении срока исполнения документа
    – Передача документа на исполнение или ознакомление
    – Преобразование бумажного документа в электронный вид
    – Поиск документов с известными атрибутами
    – Поиск документов с неизвестными атрибутами
    – Восстановление утерянного документа
    – Подготовка типовых отчетов
    – Организация и подготовка совещаний
    Для каждого пункта берем время выполнения до автоматизации минус время после умножить на число операций в месяц умножить на стоимость труда (включая только зарплату или всю стоимость сотрудника) и получаем заработок (или убыток - а есть и такие пункты) этой операции. Суммируем и получаем цифру денег в единицу времени. Если она положительная - можно внедрять. Если отрицательная - модель не верна :)
    Можно вспомнить для чистоты расчета, что сразу после внедрения скорость работы часто падает и требуется какое-то время, чтобы пользователи действительно заработали эффективнее.

    В заключение пара ссылок:
    1) про эффективность: http://www.docflow.ru/forum/forum3/topic5160/
    2) про ROI (красивые расчеты для всех желающих, правда по другим задачам): www.emc.com/CaptivaCalculator и www.emc.com/SourceOneCalculator

    ОтветитьУдалить
  2. Написал у себя в http://wp.me/pNgN7-5m

    ОтветитьУдалить
  3. Мое математическое образование (МИФИ с отличино по математике) и опыт (к.т.н. по тематике математическое моделирование) позволило из матликбеза воспринять только фразу

    "Эффект внедрения в перспективе Х лет: заработок МИНУС затраты"

    Она похожа по фундаментальности на Второй Закон Тремодинамики, с которым можно только соглашаться.

    Проблема же заключается в том, что даже посчитать затраты -- дело не однозначное. Посчитать же заработок бывает порой просто невозможно.

    Кстати, еще давно-давно в дискуссий на тему эффетивности проектов автоматизации (как это тогда называлось) стороны пришли к выводу, что чаще всего автоматизация чаще всего вообще не приводит к сокращению затрат. Она приводит к повышению эффективности системы в целом и возможности ее развития. Но оценить в деньгах полученные эффекты очень сложно, по крайней мере, неоднозначно.

    Тем не менее, вопрос в исходном посте был сформулирован иначе:

    Есть ли такие обшепризнанные методики для СЭД-проектов? Нужны ли они?

    ОтветитьУдалить
  4. akolesov>> Посчитать же заработок бывает порой просто невозможно.

    Однако для коммерческих структур расчет окупаемости СЭД без учёта положительного эффекта на основную деятельность ("заработка") - фикция. Методики типа TCO , по большому счёту, годятся только для госорганов, и только в случае, когда автоматизация не приводит к изменению деловых процессов.

    akolesov>> Есть ли такие обшепризнанные методики для СЭД-проектов?

    Уже то, что такой вопрос может быть задан, говорит о том, что таких общепринятых методик нет.

    akolesov>> Нужны ли они?

    Думаю, да. Убедить заказчика/начальника в надёжности расчётов, доказывающих целесообразность внедрения, было бы куда проще, если бы такие методики были.

    ОтветитьУдалить
  5. Есть библиографическая редкость книга М.Саттона на русском языке, где рассматривается множество вопросов внедрения ЕСМ в крупной компании, в том числе и подход к оценке эффеквтиности внедрения. А есть на сайте www.documentum.ru материал аналитиков независимых по оценке ROI от внедрения ЕСМ.

    ОтветитьУдалить
  6. день добрый.
    затраты на любой проект IT бывают:
    1. прямые, которые сразу же выражены в деньгах: закупка лицензий, железа, оплата работ, поддержки, обновлений и пр.
    2. косвенные: затраты времени на обучение, временное снижение эффективности бизнеса (отсюда большинство внедрений в последнее время планируются не на новый год, а на low season конкретного бизнеса), повышение стресса в колективе и пр.

    при расчете затрат почему-то обычно считаются только прямые.

    доходы, которые мы получим от проекта IT, могут быть рассчитаны только косвенным способом.
    какой срок окупаемости проекта? а какие коэффициенты мы с вами придумаем, такой и срок: пол года, 5 лет или 50 лет, все зависит только от коэффициентов.

    кому такая математика нужна?

    из практики, я отговариваю клиентов от оценки срока возврата инвестиций. упираю именно на качественную составляющую работы до и после внедрения.

    ОтветитьУдалить
  7. еще пару примеров.
    любая IT система, априори, повышает скорость поиска и принятия решения. но чем больше возможностей мы от системы хотим, тем большая нагрузка ложится на пользователя, вносящего первичку. поэтому выйгрыш в производительности пользователя низшего звена = +-0.

    как там было у Паркинсона? "работа занимает все время, отведенное на нее". (с)
    допустим, операция раньше занимала 15 минут, и в день пользователь мог обработать 25 - 30 документов.
    теперь, после внедрения новой системы, подобная операция будет занимать 1,5 минуты. сколько документов пользователь обработает в день?
    ответ: 50 - 60. поскольку для его самоудовлетворения будет достаточно того факта, что он работает в новой системе в 2 раза эффективнее.
    в 10 раз эффективнее пользователь работать все равно не будет, в этом и парадокс.

    ОтветитьУдалить
  8. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  9. P.S. Пришлось подредактировать комментарий:

    Любая автоматизация, а уж тем более ИТ, привидит к некоторым качественными изменения функционирования организации. Качественные измемения могут быть большими, а могут не очень :-)

    Поэтому сводить оценку эффективности к каким-то чисто количественным показателями -- это очень похоже на шарлатанство. Но другая крайность -- вообще ничего не считать и не пытаться оценить полученный ээфект -- тоже никуда не годится.

    Просто личный пример эффекта от внедрения ИТ.

    За последние 15 лет я вложил немало средств в развитие своей персональной ИТ-системы (компьютеры, ПО, обновления, Интернет и пр.). привело ли это к повышению моей производительности труда?
    Практически нет.

    В чем мерить мою производительность? Можно в опубликованных объемах. Можно в зарабатываемых деньгах.
    Но как бы не мерить, можно сказать, что производительность, если и возросла, то не в 2 раза. Возможно, вовсе не возросла.

    Если подходить с формальной оценки возврата инвестиций в ИТ, получается, что весь мой персональными ИТ-проект был убыточным.

    Но я-то понимаю, что если бы не эти инвестиции, я бы уже давно был бы безработным :-)

    ОтветитьУдалить

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.