Кто, зачем и как (о блог-проекте) === Мой основной персональный Web-ресурс тут:

вторник, 2 февраля 2010 г.

Что есть знания?

Обсуждение возможностей использования социальных сетей в корпоративных средах неминуемо вывело нас на тему управления знаниями. Но продолжения движения в этом акутальном напрвлении было бы полезно сначала зазобраться -- что такое знания. Ну, а потом рассматривать круга задачи управления ими.
Я очень хорошо помню всплеск интереса к проблематике управления знаниями, которые пришелся (по крайней мере, у нас в России) примерно на 2000-2001 гг. Лично в моем представлении пик активности пришелся на прошедшую в апреле 2000 конференцию "Электронный офис", многовердорскую, но проведенную "Вестью-Метатехнологией" (кстати, вот неплохой был образец интересных мероприятий).
А потом тема KM постепенно ушла куда-то на "дно" и начала всплывать только последние пару лет. Но - не в России! Пока все эти разговоры ведутся "там у них", мы же сосредоточены (уже много много лет) на вопросах ЭЦП, стандартов обмена,...

Толчком к написанию этого поста стала фраза Наташи Х. в ее комментарии к посту (http://ecmclub.blogspot.com/2010/01/blog-post_30.html):

"передача информации (и знаний в том числе) это одно дело, управление знаниями - совсем другое. Как правило, знания сами собой в процессе общения не накапливаются, даже когда общение идет на серьёзные темы; - для этого нужны целенаправленные действия подготовленных специалистов"

То, что передача инфо и КМ не одно и то же  -- это понятно. Но в чем отличие? Что такое КМ и знания?

А можно ли вообще накапливать знания?

Честно говоря, мне самому раньше казался это вопрос странным -- а что с ними делать, если не накапиливать? Ну, разумеется, потом еще было бы хорошо и использвоать.

Так, значит, у KM есть как минимум два аспекта -- накапливать и использовать. И их нужно решать, безусловно, совместно, комплексно.

Вопрос: какая из этих двух сторон (накопление и использование) является главной, определяющей? Для меня почти очевидно -- вторая!


Тут нужно вспомнить о соотношении цели и средств. Цель - использование, накопление (систематизация, хранение) - средство.

Посмотрим на определение Знаний в той же Википедии:

Зна́ние — форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека. Знание помогает людям рационально организовывать свою деятельность и решать различные проблемы, возникающие в её процессе.


Мне такое определение не нравился. Оно ставит во главу угла средство, а не цель! Превращает "управление знаниями" в какую-то самоцель, открывая проблему от вопроса "зачем это управление нужно".

Еще в начале десятилетия (которое то ли заканчивается, ло ли уже закончилось) мне пришлось немного погрузиться в тему КМ для написания статей. Вот в какой-то мере заключительная публикация той поры - http://www.bytemag.ru/articles/detail.php?ID=6579

Там приведено определение, которое, я считаю, лучшим образом отражатся суть проблемы:

"Информация - это еще не знания, до тех пор пока она не востребована и не решает задачи" (или: "Знания - это информация, которая помогает решать задачи").


Т.е. хранимая инфо (систематизированная, отобранная) -- это еще не знания. Она превращается в знания только в момент ее использования при решении той или иной проблемы. Получается, что знание - это не статическая категория, сугубо динамическая.

Хранилище информация - бочка с порохом, а знания -- взрыв этой бочки, который происходит в конкретном месте, в конкртеное время и для конкретных целей.

12 комментариев:

  1. На мой взгляд, определять знания, как "решатель проблем" - слишком утилитарно.
    Вы так теряете отличие между учебником алгебры (записанными знаниями), телефонным справочником (записанными данными) и инструкцией по установке ПО (записанными умениями).

    Предлагаю поставить другой акцент в определении: знания - это то, что в первую очередь преобразуется.

    ОтветитьУдалить
  2. (вспомнилось)

    Я помню в старые времена на защиту диссертации ради шутки или по злому умыслу подсылали довольно известного дядю с соответствующей репутацией, который мог задать соискателю после доклада о, например, механизмах ускорения солнечного ветра в короне Солнца вопрос типа "что есть электрон?" или любой другой вопрос уровня начального школьного образования...

    ОтветитьУдалить
  3. >>Обсуждение возможностей использования социальных сетей в корпоративных средах неминуемо вывело нас на тему управления знаниями>>
    Несомненно, эту тему стоит обсудить, что, я уверена, коллеги по ECM-клубу непременно сделают. Я только хотела бы заметить, что кроме задачи управления знаниями у средств Enterprise 2.0 есть и другое весьма практическое применение — они позволяют перенести в виртуальную среду неформализованные процессы коллективного создания, обсуждения и использования содержания. Наша компания использует эти средства очень широко, в частности — в маркетинговых процессах. Более того, мне даже трудно представить, как бы мы без них обходились. Поэтому я предлагаю не сводить обсуждение использования средств Enterprise 2.0 лишь к «управлению знаниями» — у них есть и другие полезные применения.

    ОтветитьУдалить
  4. Не ощущую себя "дядей", но "солидный" и "с репутацией" -- это сравнение неожиданно, но даже немного лестно :-)

    ОтветитьУдалить
  5. > знания - это то, что в первую очередь преобразуется

    Что преобразуется и во что?

    ОтветитьУдалить
  6. >> Что преобразуется и во что?

    Андрей, "знание" является точным термином только в конкретных приложениях, например, в базах знаний. Поэтому на вопрос "что" я отвечать не буду - определение зависит от приложения.

    А вот на вопрос "во что" отвечу - в другие знания и в другие формы представления знаний.

    Но это все философия. Если хочется разобраться в терминологии, начинать надо с другого конца - сначала выяснить, что в мире считают "управлением знаниями", а уж тогда станет понятно, что именно в этом контексте считать "знаниями".

    Возьмите для примера, определения "Математики" и "Математической структуры" - первое определяется через второе, а не наоборот, как могло бы показаться.

    Павлу: хорошая байка, только вот вопрос о том, что такое знания, не такой уж и элементарный :)

    ОтветитьУдалить
  7. Я бы как раз не хотел зацикливаться на очереднм терминологическом споре.
    Но все же превращение "знаний в знания" -- это очень высоко :-)

    Нужно отталкиваться от исходной задачи. Есть проблема -- повысить эффективность предприятия за счет использования инициатив и идей сотрудников, за счет обмена опытом (буду избегать слова "знания"), помощи новичками...

    Как вы это назовете -- сотрудничество, управление знаниями, социальными сетями -- это уже второй вопрос. "... только в печь не сажай".

    P.S. Байку Павла я не оценил. Я не могу припомнить такую практику. Наверное, у меня было "давно былые времена". Да и вопрос, действительно, совсем не элементарный.

    ОтветитьУдалить
  8. Для информации: В публикации Гартнера от 2 февраля 2010 года «Глоссарий терминов Гартнера для управления контентом: Обновление 2010 г.», об управлении знаниями сказано так:

    Knowledge management. Another typical use case for ECM is in support of knowledge management. Government agencies are faced with an aging workforce and the prospects of mass retirement, while private organizations must often deal with employee turnover. Retaining critical knowledge is paramount to document-centric collaboration, which enables users to identify and locate experts to help them improve productivity. It also enables the formation of ad hoc teams, by supporting user-created workspaces that can be set up, given privileges and removed quickly with little or no IT involvement, allowing companies to respond quickly to changing market conditions. These applications also capture and retain knowledge that might otherwise be lost because it belonged to temporary workers or employees that have retired.

    Что я перевела бы следующим образом:

    Управление знаниями. Ещё один типовой вариант использования ECM – поддержка управления знаниями. Государственные органы сталкиваются с проблемой старения персонала и перспективой массового выхода сотрудников на пенсию, в то время, как частным организациям часто приходится иметь дело с текучестью кадров.

    Сохранение ключевых знаний чрезвычайно важно при документо-ориентированной технологии совместной работы, и средства управления знаниями дают пользователям возможность выявлять и находить экспертов, способных помочь им повысить производительность.

    Управление знаниями также позволяет формировать временные группы, поддерживая создаваемые пользователями рабочие среды, которые могут оперативно создаваться, получить права и ликвидироваться, без привлечения (или с минимальным привлечением) ИТ-служб, - что дает компаниям возможность быстро реагировать на изменяющиеся условия рынка.

    Приложения такого рода также захватывают и сохраняют знания, которые могли бы в противном случае быть потеряны, поскольку принадлежали временным работникам или ушедшим на пенсию сотрудникам.

    Далее по тесту дается формальное определение:

    knowledge management (KM): A business process for managing intellectual assets. It is a
    discipline that promotes an integrated approach to the creation, capture, organization, access and use of a company's knowledge and information assets. Examples are structured databases,
    textual data, and the tacit knowledge and expertise of individual employees.

    Или в переводе:

    Управление знаниями: бизнес-процесс управления интеллектуальными активами. Это дисциплина, способствующая распространению интегрированного подхода к созданию, захвату, организации, доступу и использованию знаний и информационных активов компании. Примерами являются структурированные базы данных, текстуальные данные, а также неформализованные знания и опыт отдельных сотрудников.

    ОтветитьУдалить
  9. Я в целом с Гартнером согласен. :-) Не вижу особых противоречий между моими тезисами и сказнным Гартнером.

    Понятно, что КМ - это комплекс задач: создание-организация (хранение) - использование.

    Но все же в любом комплексе есть "главное звено" (за которое вытягивается вся цепь) И это звено -- разное для организаций разного типа.

    Государство -- это одно, а отдельная компания - это другое. Для каждого из них задачи КМ стоят по-разному, и подходы к их решению будут разными.

    Не нужно класть в одну корзину проблемы управления "вечными" знаниями и "текущими знаниями".
    Причем "текущих" - знания по программированию на QuickBasic для DOS. Я в свое время приложил огромные усилия по созданию и организации знаний по этой теме. База знаний и сейчас существует. Но она уже никому не нужна. А 20 лет назад она была очень актуальна.

    Не нужно путать вопросы передачи знаний от поколений к поколениям и обмен знаниями внутри одной организации...

    Я это к тому, что говорить о теме КМ вообще -- можно в очень ограниченных масштабах.
    А для более грубого погружения нужно более четкое определение границ, в которых решаются более конкретные задачи.

    ОтветитьУдалить
  10. Коллеги, вообще говоря, обсуждение становится все более занимательным. :) Не хватает только цитаты из выступления министра по информатизации на эту тему. Почему бы не воспользоваться уже накопленными за последние примерно 40 лет знаниями (sic!) на эту ему? Например в столь популярном ресурсе wikipedia (опять же sic!), там еще и библиографии приведены... Ну и вполне классическое определение KM, естественно, тоже:

    Knowledge management (KM) comprises a range of strategies and practices used in an organisation to identify, create, represent, distribute, and enable adoption of insights and experiences. Such insights and experiences comprise knowledge, either embodied in individuals or embedded in organisational processes or practice.
    http://en.wikipedia.org/wiki/Knowledge_management

    ОтветитьУдалить
  11. Pavel Eyges>> ...классическое определение KM...

    А могли бы Вы перевести цитату на руский язык - для тех читателей блога, кто не силён в английском?

    ОтветитьУдалить

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.