Кто, зачем и как (о блог-проекте) === Мой основной персональный Web-ресурс тут:

понедельник, 8 февраля 2010 г.

Межведомственный и межкорпоративных документооборот. В чем разница?

На прошлой неделе в редации зашел разговор о планировании тематических обзоров на ближайшие месяцы. И по теме СЭД возникла небольшая дискуссия, которая вылилась в целую серию вопросов:
- Чем отличается межкорпоративных и межведомственный документооборот?
- Есть ли вообще понятние "межкорпортивный"? (дело в том, что оперативный поиск в Инете показал, что в документах ряда СЭД-компаний эти два термина используются как синонимы)
- Межведоственный -- это относится к государственным структурам. Тут проблема, вроде бы понятна (хотя тоже было бы полезно разобраться -- что это такое и насколько актуально). А насколько актуальна автоматизированное взаимодействие (на уровне проблематики СЭД) для коммерческого сектора?

Пришли покак к выводу. что "межкорпоративный" - что-то мифически-загадочное :-)

22 комментария:

  1. Межкорпоративный документооборот очень активно развивающийся сегмент ЕСМ технологий, наиболее активно применяется например в задачах Transmittal в частности, и Plant&Facilities Managment вообще. Подразумевает систематический обмен жизненно важными для бизнеса электронными документами в ходе осуществелния бизнес-процессов взаимодействия скажем между Заказчиком по капитальному строительству, Генподрядчиком по капитальному строительству, Генпроектировщиком по капитальному строительству, а также между генподрядчиком и Генпроектировщиками и их субподрядчиками по строительству и проектированию на всех этапах жизненного цикла объекта от проектирования, до эксплуатации/ремонтов и зачастую и до утилизации. То есть иными словами на протяжении очень длительного времени и при выполнении большого числа стандратов и регламентов взаимодействия. Впрочем, для ОРД-коллег все это может показаться очень далеким и абстрактным, хотя в мире на эти задачи тратится гораздо больше денег, чем на докмуенторот администратвиный.

    ОтветитьУдалить
  2. Я бы сказал, что "межкорпоративный" - это то, что 10-11 лет назад называлось B2B, а "межведомственный" - это G2G.

    А еще есть B2G и G2B - вот его как назвать, начиная с "меж..."? :)

    ОтветитьУдалить
  3. >> Пришли пока к выводу, что "межкорпоративный" - что-то мифически-загадочное :-)

    Вспоминается классически-революционное - "Страшно далеки они от народа" :)

    ОтветитьУдалить
  4. То, что B2B было такое название, - это понятно. Но насколько оно оказалось реальным?
    Точнее так: при B2B применительно к задач ERP - это примерно понятно. А применительно к СЭД?

    ОтветитьУдалить
  5. >> Точнее так: при B2B применительно к задач ERP - это примерно понятно. А применительно к СЭД?

    Ну так Константин же ответил...

    ОтветитьУдалить
  6. Для несчастных госорганов СЭД - штука принципиальная, потому что им в Правила делопроизводства в ФОИВ наши российские теоретики "впаяли" пунктик: "37. Электронные документы создаются, обрабатываются и хранятся в системе электронного документооборота федерального органа исполнительной власти."

    ОтветитьУдалить
  7. > Ну так Константин же ответил...
    Да, но все же это довольно частный пример. Насколько широко такое востребовано в целом?

    ОтветитьУдалить
  8. С технологической точки зрения межведомственный и межкорпоративный документооборот ничем не отличаются. И в том, и в другом случае ключевой является приставка "меж-" - т.е. речь идет о пересечении документами границ организации. Просто у нас уж так повелось - называть государственные организации "ведомствами", а негосударственные - "компаниями" и "корпорациями".
    Американцы вон 10 лет назад не сильно заморачивались на этот счет - назвали все свои министерства и департаменты "federal enterprises" и применили для проектирования принципы корпоративной архитектуры. В результате родилась FEA - Federal Enterprise Architecture - наиболее проработанный пример архитектуры E-Government.

    Вообще говоря, наличие двух терминов - "межведомственный" и "межкорпоративный" - имеет смысл, чтобы отличить более простой вариант документооборота (как раз тот, который в ведомствах) от более сложного (который в бизнес-организациях).

    ОтветитьУдалить
  9. Al_Bert>> Вообще говоря, наличие двух терминов - "межведомственный" и "межкорпоративный" - имеет смысл, чтобы отличить более простой вариант документооборота (как раз тот, который в ведомствах) от более сложного (который в бизнес-организациях).

    Тут, мне кажется, различие не столько в степени сложности, сколько в том, какими законодательно-нормативными актами и/или договорами регламентируется обмен документами, и кто это контролирует.

    ОтветитьУдалить
  10. Нет принцпиальное отличие в видах документов, в госсекторе это все организационно-распорядительные документы, а в коммерческом секторе это самые разные виды элеткронных докмуентов, среди которых как раз организационно-распорядительные занимают последнее место по востребованности, поскольку для них почти нет сквозных межкорпоратвиных бизнес-процессов взаимодействия как например среди проектно-сметной и эксплуатационной докмуентации, как в моем примере.

    ОтветитьУдалить
  11. >> Тут, мне кажется, различие не столько в степени сложности, сколько в том, какими законодательно-нормативными актами и/или договорами регламентируется обмен документами, и кто это контролирует.

    Регламентирование (сроки, формы, процессы и т.п.) и контроль - суть лишь требование к функциональности системы. В бизнес-организациях все это реально сложнее, чем в государственных структурах. Просто госструктуры лучше умеют "надувать щеки" на пустом месте

    ОтветитьУдалить
  12. Есть еще вопрос количества. Каков объем меж-оборота в государственном и в коммерческом секторах? Количество организаций-участников, число документов в месяц?

    А количество перерастает неминуемо в качество. Такое впечатление, что в госсекторе этот объем на порядок (или два-то порядка) больше.

    ОтветитьУдалить
  13. Konstantin>> Нет, принцпиальное отличие в видах документов, в госсекторе это все организационно-распорядительные документы

    Бедные, бедные государственные органы... И как это они, по-Вашему, ухитряются вести хозяйственную деятельность, заключать договора, проводить электронные аукционы, использовать научно-техническую документацию и т.д., и т.п.? :)))

    ОтветитьУдалить
  14. Типичный пример межведомственного документооборота - обмен патентными заявками между патентными службами разных стран или обмен криминалистическими описаниями между национальными спецслужбами в рамках деятельности Интерпола. Опыт показывает, что иногда добиться согласования норм легче в пределах документооборота, скажем, профессиональных сообществ или межправительственных организаций, чем между ведомствами в пределах одного государства.

    Интересно, что в России слово "корпорация" подразумевает нечто замкнутое и не склонное к излишним информационным обменам. Согласен с Альбертом и американскими специалистами очистившими эту тему от ненужных сущностей.

    ОтветитьУдалить
  15. akolesov>> Такое впечатление, что в госсекторе этот объем на порядок (или два-то порядка) больше.

    Когда кажется, нужно выполнить подходящий религиозный ритуал :) А, скажем, о системах "клиент-банк" Вы слышали? Объемы транзакций представляете? А об обмене счетами-фактурами?

    ОтветитьУдалить
  16. Да, тут не стоит спешить с количественными оценками.

    ОтветитьУдалить
  17. > А, скажем, о системах "клиент-банк" Вы слышали? Объемы транзакций представляете? А об обмене счетами-фактурами?

    Вы очень точно подметили про "транзакции". Транзакции -- это больше относится к ERP, а не к СЭД.

    ОтветитьУдалить
  18. По опыту, когда у участников документооборота есть обоюдное желание (или необходимость, как в случае Интерпола) перейти межу, ее обычно переходят, находя приемлемое нормативное решение (иногда, возможно, временное). Слишком долгие поиски нормативного решения обычно свидетельствуют о (возможно, неафишируемом) нежелании участников межу переходить. Тут-то и рождаются мифы о несметном якобы объеме обращающихся в госсекторе документов, из-за которого межведомственный документооборот становится ну просто невозможно сложным.

    ОтветитьУдалить
  19. akolesov>> Вы очень точно подметили про "транзакции". Транзакции - это больше относится к ERP, а не к СЭД.

    Есть несколько распространенных (даже среди специалистов!) стереотипов, в частности:

    1) Говоря о документообороте, - особенно госорганов, - на самом деле думать об организационно-распорядительной документации, забывая про другие, более объёмные системы документации.

    2) Говоря об электронных документах, считать, что они могут жить только в СЭД. Нет, они также есть и в других системах, в т.ч. в ERP. Они могут и просто лежать в какой-то папке на жёстком диске компьютера, или на съёмном носителе :)

    Вы ведь в своем посте говорили о документах, а не об ОРД? Ну а транзакции всегда подтверждаются документами.

    ОтветитьУдалить
  20. На всякий случай. Есть еще "межофисный" документооборот, это когда ECM/СЭД предоставляет свои услуги поверх барьеров, отделяющих локальные сети разных офисов одной корпорации (ведомства), т.е. работает на множестве распределенных документных хранилищ с использованием разных коммуникационных сред и т.п. Нормативная часть здесь точно проще, т.к., все участники подчиняются одному и тому же командиру и можно принять в приемлемые сроки регламент такого документооборота.

    На недавней конференции "Инфодокум" докладчик от одной известной компании называл внутрикорпоративный межофисный документооборот межкорпоративным, хотел выглядеть взрослее. Это то самое "надувание щек" на ровном месте (А.Б.), присущее не одним только госструктурам.

    ОтветитьУдалить
  21. Ответ Наталие: Никак не ухитряются... на бумаге или по электронной почте, но не в рамках сквозного регламентированного бизнес-процесса, впрочем и Трансмиттал у нас в стране пока слабо используется, поэтому например несколько лет назад один известный уральский завод не купивший в своей время такое решение потому что "дорого очень и не понятно каков возврат на инвестиции" :-) по заказу одной известной нефтяной компании подрядился делать нефтяные вышки, а поскольку заказ был очень срочный, то отдал в разные цеха делать парарелльно разные части вышек, потом отгрузил заказчику. Тот собрал на месте и обнаружил, что некоторые жлементы сделаны в двух экземпдярах, а некоторых нет вовсе и собрать вышки нельзя. Был страшный скандал и сняли все руковосдтво завода с работы. Думате новое поняло, из-за чего проблема ? Нет... Решили построить новый цех для предварительной сборки на месте полноразмерной вышки вместо того, чтобы сделать то, что делают все нефтеинжиниринговые компании во всем мире, а именно внедрять Трансмиттал.

    ОтветитьУдалить
  22. Мне кажется, что коллеги достаточно полно раскрыли проблему. Термин межведомственный мне не очень нравится, потому что в самом деле существует 4 субъекта документооборота - органы власти, бизнес-субъекты, граждане и служащие. И документационные взаимодействия возможны в любых комбинациях субъектов, а не только между ведомствами или между компаниями. Более того, в большинстве случаев они взаимосвязаны. Когда гражданин запрашивает госуслугу, он, в общем случае, инициирует документационное взаимодействие между всеми этими субъектами. Например, получение разрешения на строительство требует взаимодействия ведомств, различных компаний и т.п. Другое дело, что в России волею основателей Электронной России появился и стал моден один термин.

    ОтветитьУдалить

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.