Кто, зачем и как (о блог-проекте) === Мой основной персональный Web-ресурс тут:

вторник, 31 августа 2010 г.

СЭД и ERP - где граница пространства?

Денег рекламные гугловские баннеры на блоге не приносят, а толк о них имеется! Именно оттуда узнал о выпуске отчета DSS, сегодня - про форум про Alfresco. Про блог MyDocumentum знал и раньше, но баннер напомнил.
Зашел туда и увидел интересную статью "СЭД и ERP - пространство без границ". А увидев, вспомнил о нашей давней (и в общем-то продолжающейся) дискуссии о том, в чем различие между СЭД и ERP.

Хочу сразу пояснить: когда я говорю о ERP, то имею в вижу не "классическое ERP" (некий набор сугубо учетных задач), а современные интегрированные системы, которые "выросли" из "тех" ERP.

Помните, я также говорил, что некоторые директора (причем продвинутые! как в плане бизнеса, так и ИТ) не очень понимают зачем нужны еще и СЭД, если они решают свои задачи управления имеющимися у них средствами.

Так вот: где же лежит граница между СЭД и ERP? Читаем:

"Поэтому крупные предприятия и корпорации, внедрившие серьезные западные ERP-системы, все чаще посматривают в сторону решений класса Content Management для ERP. Такие решения «расширяют» возможности ERP-системы отсутствующим или недостаточно развитым у нее функционалом управления документами."

Можно только согласиться.

"Эти решения всем были бы хороши — на Западе. Но мы-то живем в России. А в России существует уникальное управленческое ноу-хау — документооборот, для автоматизации которого российские предприятия внедряют СЭД."

Вот это уже интересно. Получается, что все же СЭД и ECM - разные вещи. И существованию СЭД мы обязаны нашему "уникальному управленческому ноу-хау". Уникальность которого определяется, как я понимаю, не тем, что мы придумали новое решение общей для всех задачи, а придумали уникальную задачу, которую другим странам решать не нужно.

По этому поводу вспоминаю как в 80-е годы наши НИИ Госстроя СССР решали задачу борьбы с подтоплением (подъем подземных вод). А почему воды поднимались? Потому что трубы водных коммуникаций текут, не работает дренаж (или его не делают вовсе). Помню, когда мы стали выступать с докладами о наших научных достижениях перед американскими коллегами, они не могли взять в толк: зачем тут нужно что-то моделировать-исследовать, не проще ли начать строить нормально?

Ну, ладно. А вы уверены, что система управления российский предприятий действительно так уж сильно отличается от зарубежной? Вы действительно думаете, что методы управления, скажем, "1С" радикально другие, чем в Microsoft?

Читаем дальше:

"Согласование заявок на ремонт идет в СЭД, а планирование ремонтов — в ERP. Приказы о приеме на работу оформляются в СЭД, а учет кадров — в ERP."

Видит это директор и думает: "Что-то не понимаю. У меня строит "1С:Предприятие". Мы в ней и заявки на ремонт ведем, и оформляем людей на работу. Зачем мне СЭД-то нужна?"

"Дополнительным преимуществом является наличие в портфеле предложений EMC продуктов EMC Captiva, который обеспечат ввод бумажных документов — счетов и договоров, автоматически извлекут из них данные и поместят в ERP. "

Задача преобразования бумажных носителей в электронный вид давнишняя и давно решаемая. Да, это не чисто "ERP-задача" (в классическом понимании 15-летней давности). Средства для решения таких задач есть, это специальный класс ПО, но только при чем тут СЭД?

14 комментариев:

  1. >> А вы уверены, что система управления российский предприятий действительно так уж сильно отличается от зарубежной? Вы действительно думаете, что методы управления, скажем, "1С" радикально другие, чем в Microsoft? >> Андрей, вы путаете управление предприятием и задачу Enterprise Resource Planning, которую решают ERP. Enterprise Resource Planning - это распределение и учет ресурсов предприятия. Управлять же предприятием - это значит заставить работать настоящее реальное предприятие - с людьми, машинами, оборудованием. Такое управление осуществляется с помощью приказов, распоряжений и контроля их исполнения - это как раз делается посредством документооборота - электронного или бумажного.

    ОтветитьУдалить
  2. По-моему, Андрей ничего не путает. И задает очень правильный вопрос. Но, думается мне, дело вовсе не в позиционировании, а банально в деньгах. Сколько стоит рабочее место (а также час труда специалиста) САП и сколько какого-нибудь Директум? При таком раскладе согласование заявок на ремонт всяко лучше в СЭД делать, чем в ЕРП :)

    ОтветитьУдалить
  3. > вы путаете управление предприятием и задачу Enterprise Resource Planning

    Я думаю, что ничего не путаю. Вы привязываетесь к формальному определению, к тому 10-15 летней давности. А сегодняшние ERP -- это совсем не то, что было в начале века.

    Обратите внимание, что вы не ответили на вопрос: чем уж отличается управление нашего предприятия и американского. 1С и MS. У нас приказами, а у них чем?

    И еще вот на свежий отчет IDC по интергрированным системам УПРАВЛЕНИЯ предприятием. Как вы думаете - это они про СЭД там говорят?

    > сколько стоит рабочее место (а также час труда специалиста) САП и сколько какого-нибудь Директум?

    У SAP дороже, а у 1С не дороже.
    И обратите внимание на те самые пресс-релизы про проекты. Про интеграцию с SAP довольно мало. Почему? Потому что у SAP это все уже есть.

    ОтветитьУдалить

  4. Анонимный>> По-моему, Андрей ничего не путает
    akolesov>> Я думаю, что ничего не путаю.

    Путаете, путаете - зато Вас теперь двое :)) Интересно, а разницу между Word, Excel и Access Вы замечаете - или для Вас это тоже одно и то же? У них же ведь возможности отчасти перекрываются, разве нет?

    akolesov>> чем уж отличается управление нашего предприятия и американского

    IMHO: Для России типично строго централизованное управление в военном стиле. В Америке этого нет, там широко делегируются полномочия, в результате чего значительная часть распорядительных документов просто исчезает за ненадобностью - контролируется не каждый чих, а исполнение поставленных задач. Там намного шире для целей управления используются менее формальные средства - та же электронная почта, тем более, что, по их законодательству, сообщения электронной почты (и много чего другого) признаются документами даже безо всяких там ЭЦП.

    ОтветитьУдалить
  5. Управлять чем-либо невозможно без передачи управленческих воздействий на объект управления. Управлять сложными системами невозможно без взаимной согласованности (как по времени, так и по сути) этих управленческих воздействий.

    СЭД\ECM как раз и позволяют обеспечить эти согласованность и своевременность. В разных организационных культурах для этого могут применяться разные инструменты: для авторитарных ближе ОРД и контроль исполнения, для демократических - совместная работа и E2.0

    ОтветитьУдалить
  6. > разницу между Word, Excel и Access Вы замечаете - или для Вас это тоже одно и то же

    Вы привели замечательный пример!
    Нет, не одно и тоже. Но есть масса задач, которые можно делать и в Word и в Excel.
    И для решения этих задач пользователь обычно выбирает тот инструмент, которые у него уже есть и которые ему лучше знаком.

    > Там намного шире для целей управления используются менее формальные средства - та же электронная почта,

    Да и у нас полно предприятий, работающий также! Я вам постоянно привожу примеор (отнюдь не уникальный) издательского дома СК Пресс, где все работает именно так, а вы этого не замечаете.

    Имеется полно приложений, которые занимаюся планированием и контролем поставленных задач, не называя себя при этом СЭД (и не являясь ими).

    > Управлять чем-либо невозможно без передачи управленческих воздействий на объект управления.

    А кто с этим спорит? Ну и что из этого следует?

    Я вам советую при случае познакомиться со спектром прикладных решений на базе той же "1С:Предприятие". И посмотрите заодно на решения партнеров.
    И оцените какой спектр задач (в том числе управления организацией) они решают.

    ОтветитьУдалить
  7. >Я вам советую при случае познакомиться со спектром прикладных решений на базе той же "1С:Предприятие". И посмотрите заодно на решения партнеров.
    И оцените какой спектр задач (в том числе управления организацией) они решают.

    Увы, управления-то там и нет :(
    Учетные функции - да, и много, процессные задачи - встречаются, а вот с управлением, прямо скажем, не густо...

    ОтветитьУдалить
  8. Я уже давно понял, что мы с вами под словом "управление" понимаем несколько разные вещи.
    Вопрос -- а что под ним понимают заказчики?

    И другой момент: если у "1" с управление "не густо", то это означает только одно: это не сильно нужно на рынке.

    И еще почему вы сопроводили "управления там нет" такой кислой улыбкой? Мне кажется, что для поставщиков СЭД это очень хорошая инфо. Нужно так - :-))))

    ОтветитьУдалить
  9. Наконец-то выплыл ответ на так терзавший Андрея вопрос "чем отличается ECM и ERP?" - отличаются тем же, чем Excel отличается от Word. ECM системы произошли от текстовых редакторов, а ERP от электронных таблиц.

    Нам осталось ответить, чем ECM отличается от СЭД и дать определение понятия "документ" и можно закрывать блог.

    ОтветитьУдалить
  10. Страшно предположить, какой Enterprise-класс ПО произошел от PowerPoint :)

    ОтветитьУдалить
  11. Да, а BPM, разумеется, произошел от Visio.

    ОтветитьУдалить
  12. СОбственно, блог как раз и закрывается. Точнее, мой блог переезжает сюда - http://www.pcweek.ru/ecm/blog/andrey-kolesov/

    Проблема в том, мне видится, что мы тут не смогли выйти на уровень обсуждения каких-то интересных, полезных вопросов. Но как раз тут я ожидал участия сообщества, т.к. я сам от практики далек :-(

    ОтветитьУдалить
  13. 2Маркус Комплит

    ECM системы произошли от текстовых редакторов, а ERP от электронных таблиц.

    >> Хлестко, но не совсем в цель. С Excel'ем возражений нет, но досознательная стадия СЭД - это файловые менеджеры и электронная почта. Автор этого блога даже пытался здесь доказывать, что ничего большего и не нужно.

    Строго говоря, российская СЭД и является усложеннным файловым менеджером (файлы снабжены описаниями на языке корпоративных тезаурусов и хранятся в защищенных сетевых хранилищах) и коммуникационной средой с памятью. В отличие от обычных (универсальных) почтовых сред, эта память спроектирована под специфические бизнес-операции (типа контроля выполнения поручений) и закрыта для явного неделового мусора.

    ОтветитьУдалить
  14. > Автор этого блога даже пытался здесь доказывать, что ничего большего и не нужно.

    Не очень понял, кого из авторов блога вы имеете в виду :-)

    Что касается меня, то я как раз доказал "что нинего больше не нужно," не доказываю и не пытаюсь доказать.

    Мне бы хотелось, чтобы авторы блога (не я) рассказали для чего же нужны СЭД, причем не мне (мне не нужно -- я не покупатель СЭД), а читателям-заказчика.
    Но в ответ получаю только одно: "кому надо, тот и так знает" (почти как в "Чонкине").

    ОтветитьУдалить

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.