Кто, зачем и как (о блог-проекте) === Мой основной персональный Web-ресурс тут:

четверг, 26 ноября 2009 г.

Крупные заказчики и крупные проекты

В посте "ECM и ERP" был использован термин "крупные заказчики". Автор (Treschuk) привел такое определение: крупные клиента - это те, "которые покупают R3 или OEBS (или серьезно рассматривают возможность такой покупки)"

Во-первых такое определение сразу исключает из числа крупных клиентов госструктуры.
Во-вторых, мне кажется правильнее, измерять клиентов не продуктами, а масштабами проектов, которые они могут или готовы реализовать.

Т.е. получатся, что крупные клиенты - это те, который могут реализивать у себя крупные проекты.
А что такое "крупный проект"? Мне кажется, в первую очередь -- это дорогие или масштабные (дорогие не всегда бывают мастабными).

Строительство небоскреба "Федерация" в Москва-Сити - это крупный проект. Безусловно.

А какая-нибудь госпрограмма по стоительству домов для малоимущих по всей стране? Возможно, еще более крупный.

В том же посте было сказано, что автоматизация 100 тыс поликлинк - это 100 тыс малых проектов. Нет, это не так. Это один проект -- один заказчик, один исполнитель.

Выступая на DOCFLOW 2009 министр Щеголев посетовал на несовершенство имеющихся на рынке СЭД и на неготовность разработчиков к созданию продуктов нужного уровня. Что там он в виду не очень понятно.

Что касается готовности ECM-продуктов для крупных проектов -- это отдельный вопрос. А гововы ли российская СЭД-отрасль к реализации крупных проектов?
Обрати внимание, я использовал термин "отрасль", потому что слова "СЭД-поставщики" и уж тем более "СЭД-продавцы" (продавцы вообще проектами не занимаются) не продходит.

Вот пример из сферы ERP. Та же "1С" -- продукты некрупные (как думают некоторые), а проекты -- одни из крупнейших в стране. Например, они реализовали какой-то проект по по автоматизации Пенсионного фонда, в котором было задействовано до 75 партнеров, а  в рамках национального проекта "Образования" с участием около 250 компаний по всей стране.

Так вот вопрос: готова ли СЭД-отрасль к реализации подобных проектов. Подобного масштаба, в том числе географического?

20 комментариев:

  1. Кстати, Максим, я должен сказать, что мне очень нравится ваш журнал, в том числе то, как там доходчиво разъясняются терминологические вопросы. Мне кажется, что нужно как-то расширить это направление, но это будет темой отдельного поста :-)

    ОтветитьУдалить
  2. Российский сегмент ЕСМ-отрасли несомненно готов к крупным проектам, есть успешные проекты внедрения в России и странах СНГ на 30.000 мест и более, а также комплексные проекты внедрения ЕСМ-систем для целого спектра прикладных задач, не только и не столько ОРД-приложений, а именно раскрывающих именно платформенный характер использованной для этого спектра приложений ЕСМ-систем.

    ОтветитьУдалить
  3. Обсуждая же квалифицирующую составляющую статьи Андрея про крупные проекты, я хотел бы заметить следующее:

    1. Крупные проекты в области СЭД это проекты с высоким бюджетом, комплексного характера по числу приложений, с большим числом рабочих мест или большой распределенностью. Именно поэтому в нашей области к сожалению крупных проектов в государственном секторе нет практически. Вот может быть будет один, по итогам года станет понятно окончательно, тогда можно будет о нем с гордостью рассказать. Станет ли передовой опыт этого проекта примером для государства в целом пока сказать трудно.

    2. В рыночном смысле, лично я не готов считать крупным государственным проектом, любой проект подразумевающий создание чего бы то ни было с нуля компанией, которая ранее не работала в той области, в котрой она решилась начать создавать с нуля данную систему или если эта компания только и делает, что создает что-то с нуля для государственых органов, в том числе и в области СЭД. Рынок, в том числе рынко больших проектов, это все же что-то конкурентное.

    3. Я как раз очень хорошо понимаю, что имел в виду министр Щеголев в целом обсуждая рынко СЭД, а также как большинство участников Клуба догадываюсь, но не скажу :-), что он имел в виду конкретно по опыты работы как в своем министерстве, так и в целом ряде других государственных ведомств, использующих как старые заказные разработки (см. п.2), так и новые тиражные продукты СЭД. Но я бы не винил по крайней мере в втором случае разработчиков этих продуктов. Это более сложный вопрос методологии внедрения тиражных систем.

    4. Для того чтобы любой крупный проект как например строительства какой-то там башни, стал крупным проектом в области ЕСМ, необходимо выполнение еще целого ряда условий, кроме перечисленных в п.1. Например, внедрение ЕСМ должно быть значимо для бизнеса или государства и давать новое качество управления информацией. А для этого, менеджмент заказчика должен очень хорошо понимать свои риски от неиспользования ЕСМ технологий, что требует более высокой управленческой культуры, чем понимания необходимости прозрачности бухгалтерского учета как в случае с ЕРП-системами.

    ОтветитьУдалить
  4. Хочу пояснить, что я привел "1С" лишь как пример масштабного распределенного проекта. Кстати, я служу за бизнесом (в том числе за внутренними его механизмами) очень давно и знаю, что фирма вела многолетнюю работу-перестройку, чтобы быть готовой к таким проектам.

    Я также отлично знаю "цену" высказываний официальный лиц и улавливают (или даже знаю) "задний" смысл этих высказываний.

    Но вот на что я хочу обратить внимание. У меня нет никаких оснований не верить словам Константина (более того, я знаю, что он прав во многом), но проблема в том, что эти слова не подкреплены публичными, общеизвестными данными.

    Здесь мы возвращаемся к вопрос о пропаганде (в данном случае подходит именно это слова) возможностей и достижения российский СЭД-отрасли.

    Я предвижу возражение -- "кому надо, тот знает". Но в том то и отличается развитый рынок, что о нем должны знать и те, кому "не очень надо" :-)

    ОтветитьУдалить
  5. Да, нужна ассоциация поставщиков и провайдеров !

    ОтветитьУдалить
  6. >> Например, они реализовали какой-то проект по по автоматизации Пенсионного фонда, в котором было задействовано до 75 партнеров, а в рамках национального проекта "Образования" с участием около 250 компаний по всей стране.
    Так вот вопрос: готова ли СЭД-отрасль к реализации подобных проектов. Подобного масштаба, в том числе географического?

    Меня удивляет, что говоря о таком безусловно важном факторе крупного проекта как масштаб, никто из участников дискуссии не вспомнил о связанной с масштабом характеристике - тираже. Я не случайно уже дважды (а теперь и в третий раз) употребил мою любимую аналогию со слоном и попугаями. Построить "слона" гораздо сложнее, чем построить "38 попугаев". Проекты, поражающие своими масштабами впечатлительных слушателей конференций и читателей статей в специализированной прессе (сотни тысяч пользователей, десятки партнеров и т.п.), почти всегда (если не абсолютно всегда) есть проекты ТИРАЖИРОВАНИЯ. Объяснять разницу между созданием уникального изделия и штамповкой одинаковых копий, думаю не надо?
    В этом специфика ИТ-рынка (не только СЭД|ECM, но и ERP, CRM и т.д.) - на нем присутствуют и уникальные проекты, и тиражные изделия. Причем, вторые по денежным показателям зачастую (а уж по количеству лицензий - всегда) превосходят первые.
    Т.е., я бы, говоря о крупных проектах и крупных заказчиках, обязательно принимал во внимание фактор тиражности.

    ОтветитьУдалить
  7. Еще об одном факторе крупных проектов - географической распределенности. Понятно, что 100 тыс. школ или тысячи отделений фонда - это масштаб всей страны. Но вопрос еще и в том, насколько эти тысячи и сотни тысяч нуждаются в связности и централизации информации и содержания. Отправка один раз в сутки (а то и в неделю/месяц) пары-тройки документов по электронной почте совсем не то, что онлайновая работа в территориально распределенной, но информационно централизованной системе.

    ОтветитьУдалить
  8. Итак, начнём! :)

    1. Говорить о "крупности" или "мелкости" чего-либо, не вводя количественных показателей - абсолютно бессмысленно. Объективно в области СЭД\ECM можно предложить, по крайней мере, три метрики: количество документов в системе, количество пользователей, количество задействованных объектов\площадок. Судя по приведенным примерам, вопрос готовности отрасли СЭД интересен в большей степени по отношению последним двум характеристикам - числу пользователей и числу объектов.

    2. Насколько я знаю, крупнейшие (по числу пользователей) реально эксплуатируемые СЭД в России - это:
    - ФНС, ~100 000 пользователей, БОСС-Референт, Lotus
    - МТС, ~30 000 пользователей, БОСС-Референт, Lotus
    - Лукойл, ~30 000 пользователей, "CompanyMedia"
    - ФСК, ~30 000 пользователей, Documentum

    Возможно, цифры можно уточнить, а перечень дополнить. Если так - коллеги поправят. На подходе еще несколько проектов, потенциально способных через некоторое время вырасти до сравнимого масштаба (~100 000 пользователей)
    Соответственно, есть еще пара десятков проектов с численностью ~10 000 пользователей, около сотни проектов с численностью пользователей ~1000. Поэтому я не вижу никаких оснований сомневаться в уровне зрелости российской отрасли СЭД.

    3. Прочитав фразу "продавцы вообще проектами не занимаются" в очередной раз убедился, что мы как-то по разному понимаем термин "продавцы". Андрей, Вы кого конкретно имели в виду?

    ОтветитьУдалить
  9. Я не утвержал, что отрасль не готова и что нет крупных проектов. Я спросил мнение :-)

    Проблема, как видится, в том, что о подобном опыте -- как мне кажется -- широкая общественность не знает. Упрощенно говоря, отрасль не занимается своим PR. Нет мероприятий, где об этом можно было бы поведать...
    А это было бы полезно.

    ОтветитьУдалить
  10. > мы как-то по разному понимаем ермин "продавцы".

    По этому поводу я уже писал пост и могу только кратко повторить.

    Если делить рынок на ИТ-компании и все остальные (ИТ-потребители), то все ИТ-компании - это ИТ-продавцы (железа, ПО, услуг).
    Но если мы смотрим внутрь на структуру ИТ-компаний, то там есть несколько категорий - производители, дистрибуторы, интеграторы, консалтеры, учебные центры и пр.

    Так вот, если мы говорим не просто обю экономике, а об ИТ-отрасли, то тут слово "продавцы" -- это, скорее, дистрибуторы.

    Если вы посмотите на веудщие ИТ-СМИ (а именно они во многом носителями ИТ-языка и ИТ-терминологии), то там слово "продавцы" почти не используется. Или используется применительно к дистрибуторам.

    Я все это к тому, что используя слово "продавцы" мы можем просто ввести в заюлуждение читателей, ваших пользователей. Да и коллег тоже :-)

    ОтветитьУдалить
  11. > Еще об одном факторе крупных проектов - географической распределенности.

    Конечно, вопрос "связанности" проекта является важным, но это уже проблема следующего уровня.

    ОтветитьУдалить
  12. Продавцы - это те, кому приходится что-то ПРОДАВАТЬ. Продавать идеи, продавать продукты, продавать проекты, услуги и т.п. Это активные действия, нацеленные на совершение сделки. Из перечисленных ИТ-специализаций как раз дистрибуторам приходится меньше всего заниматься продажами - по большей части они просто выступают как ключевое звено логистической цепочки.

    И потом, компаний, которые на нашем рынке занимались бы именно ДИСТРИБУЦИЕЙ СЭД и только этим - просто нет...

    ОтветитьУдалить
  13. С такой трактовкой все люди и все организации на Земле являются продавцами. Я, например, продаю свою рабочую силу.
    Я это к тому, что термин "продавцы" просто ничего не идентифицирует.
    Я не утвержаю, что дистрибуцией СЭД кто-то занимается.
    Я говорю о том, что слово "продавцы" просто не подходит для участников этого рынка. Есть другие, более точные понятия.

    В узкой тусовке вы можете использовать это слово. Потому что на него никто просто не обратит внимание -- все знают, что представляет собой, скажем, компания "АйТи".

    Но если вы назовете себя "продавцом СЭД", например на бизнес-Форуме Microsoft, то люди, которые вас лично не знают, легко подумают, что представляет фирму-дистрибутора.
    Вот о чем речь.

    В русском языке "продавец услуг" и "постащик услуг" - это разные понятия. Продавец ассоциируется с посредником-сводником, который сам услуг не оказывает.

    ОтветитьУдалить
  14. > Если вы посмотите на веудщие ИТ-СМИ (а именно они во многом носителями ИТ-языка и ИТ-терминологии), то там слово "продавцы" почти не используется. Или используется применительно к дистрибуторам.

    Немного "погуглил" по совместной встречаемости различных ИТ-специализаций и термина "продажи". Вот что получилось:

    ИТ дистрибьютор продажи 63 000
    ИТ вендор продажи 26 000
    ИТ интегратор продажи 45 000
    ИТ разработчик продажи 301 000
    ИТ консультант продажи 182 000
    ИТ специалист продажи 329 000
    ИТ внедрение продажи 235 000
    ИТ компания продажи 833 000

    Дистрибьютор - отнюдь не лидер :)

    ОтветитьУдалить
  15. Я просто советую использовать другой термин, а следовать совету или нет - вам решать.
    "Продажи" и "продавцы" - это разные дела.
    Погуглите "Продавец ИТ" или "Продавцы ИТ"
    Погуглите "продавец ПО" или "продавец СЭД"

    Я не нашел НИ ОДНОГО "продавца СЭД" во всем Интернете. Нет такого понятия. Нет такой профессии. Нет.

    Продают что-то все люди, а продавцами являются относительно немногие.

    ОтветитьУдалить
  16. >С такой трактовкой все люди и все организации на Земле являются продавцами.
    Так и есть.

    >Продавец ассоциируется с посредником-сводником, который сам услуг не оказывает.
    Ключевая фраза! Не от этого ли все наши беды?

    >Я не нашел НИ ОДНОГО "продавца СЭД" во всем Интернете. Нет такого понятия. Нет такой профессии. Нет.
    Есть! Я, например. И, (точно знаю :), большинство авторов нашего блога. Мы все "шагаем не в ногу"?

    ОтветитьУдалить
  17. Мы ушли сильно "офтопик" от темы поста, но вопрос, на самом деле важный.

    > Не от этого ли все наши беды?
    Я бы не сказал, что все, но какая-то часть - это точно.

    Дело в том, что мне по роду работы заниматься "переводом" со специальлизированного языка на общепонятный.
    Суть -- этот разрыв должен быть минимальным, его нужно постоянно пытаться сокращать, а не увеличивать.

    Я часто использую в качестве примера "1С", причем потому что с их помощью можно показать очень характерные вопросы и проблемы рынка в целом.

    Так вот "1С" в 90-е годы выработала свою внутреннюю терминологию, которая отличается от общепринятой в ИТ. Пока она варилась в своем собственно (причем очень-очень большом) сообществе, все было нормально.

    А мне лично было очень тяжело. Тяжело писать статьи про них, потому что нужно было постоянно переводить с языка 1С на нормальный язык ИТ.

    Это были сугубо мои проблемы. Но в начале 2000-х 1С вышла на более широкий, в том числе корпоравный рынок. И увидела, что ее не понимают.

    Потому что под словом "конфигурация" 1С понимает одно, а слушатели-заказчики - совсем другое.

    Так вот с выходом платформы 8.0 "1С" была вынуждена все же стала приводиться свою терминологию к общепринятной.

    Но тут опять же встает другой вопрос: а для кого мы тут все это пишем в этом блоге?
    Но об этом - в другом посте :-)

    ОтветитьУдалить
  18. Протестую!
    Я не говорил, что крупные заказчики, это те которые покупают SAP и OEBS!
    Просто в контексте моего предыдущего поста можно было ограничиться этим определением (я и написал "в данном случае ...").

    Ну и я опять вижу, что участники, обсуждая крупных заказчиков, скатываются на обсуждение крупных проектов. Это очевидно не одно и то же.

    ОтветитьУдалить

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.