Кто, зачем и как (о блог-проекте) === Мой основной персональный Web-ресурс тут:

среда, 16 декабря 2009 г.

ЕСМ и WCM в России...

Хочу поделиться своими мыслями на тему, которую Андрей поднял мельком в одном из комментариев на своем блоге о соотношении доли WCM в общем объеме ЕСМ рынка в России и на западе. В самом деле, веб-контент-менеджмент является на западе востребованным функциональным расширением ЕСМ платформы и собственно благодаря в большей степени ему традиционное понятие DM систем, пусть расширенное ранее некоторыми другими понятиями окончательно сформировалось в новое обощенное понятие ЕСМ, то есть после включения WCM функциональности вновь возникший класс платформ показал, что он может рабоать не только с текстовыми файлами, но с XML и HTML- файлами, а также с графической и мультимедийной информацией. Фактически, выход традиционных поставщиков DM систем в Web означал адаптацию их механизмов для новой среды становящейся мейнстримом у их традиционных заказчиков.

Очевидно, что функциональное обощение на более высоком технологическом уровнне произошло в умах западных аналитиков рынка и архитекторов платформ не само по себе, оно было инициировано (как любит выражаться Андрей) самой жизнью. Ведь, существавшее уже какое то время отдельно от внутренних бизнес-процессов компании и организации веб-сайта перестало устраивать заказчиков, которые хотели унифицировать все каналы входящих запросов поступающих как тардиционно, так через веб-сайт, во-первых, заказчики заметили что при подготовке публикации на сайт документ проходит процедуру аналогиную выпуску исходящего документа во-вторых, а иметь один большой консолидированный веб-портал гораздо дешевле, чем множество небольших отдельных сайтов. А на рынке уже были системы, которые могли все это делать, надо было лишь приспособить их к осбоенностям работы с новыми веб-форматами.

Почему же в России все не так ? Почему в России западные поставщики WCM почти невостребованы, а большое количество отечественных WCM поставщиков, никакого отношения к ЕСМ рынку не имеют ни технологически, да и сами не осознают вопряки воле Гартнера его часть, да и читали ли они вообще обзоры Гартнера про ЕСМ :-) ? На самом, деле все просто... Все определяется масштабом задач формулируемых заказчиком, который пока недостаточно амбициозен, но имеет реалдьную тенденцию к форсированному росту, точно также как 10 лет назад, никто из заказчиков кроме самых передовых не понимал зачем надо покупать западные DM системы в России, когда есть отечественные отлично работающие с атрибутивной информацией на одном рабочем месте в каждом подразделении отвественного за делопроиводства сотрудника, тексты в системах не хранились, а проект на 1.000 рабочих мест считался недостижимо большим.

Что сегодня представляют собой WCM системы в коммерческом и государственном секторе, каким объемом информации они управляют и для чего они используются в бизнес-процессах предприятий или госорганах ? Как правило это совершенно статические системы с динамической новостной лентой, на которых выложена маркетинговая информация о компании или ведомстве, смысл котрой состоит в том, чтобы снизить поток входящих обращений с простыми вопросами о деятельности обладателя даного веб-представительства. Более того, зачастую каждое подразделение крупной компании или ведомства имеют свои собственные сайты. Все они реализованы или на заказ или основаны на тиражной отечественной WCM системе, среди которых есть уже свои ключевые игроки, с которыми мы достаточно хорошо знакомы. Системы и проекты, о которых идет речь стоят дешевле ЕСМ платформ и их функкциональности вполне хватает для текущих потребностей. Но что будет завтра когда потребности начнут ежегодно расти ?

То же что случилось на западе, где рынок WCM систем давно сегментировался на системы ддля малого бизнеса и большого бизнеса. Второй сегмент покрывается везде сегодня разнообразными WCM компонентами от грандов ЕСМ рынка, а первый работает на тиражных продуктах. Когда же будет происходить переход количественных изменений в качественные и в России ? Вероятно в течение ближайших трех лет. И основным движителем этих изменений должна стать идея консолидации веб-ресурсов и их централизованного хостинга внутри предприятия или ведомтственного, или регионального или межведомственного ресурса, основанного на SaaS модели предоставления услуг каждому отдельному потребители внутри заказчика. Идея консолидации не нова, но сейчас она приоретает второе дыхание поскольку, люди наконец начинают считать деньги на ИТ и начинают задумываться о том, что при коррректном подсчете ТСО данный показатель любой распредленной системы всегда хуже, чем централизовнаной. Но помимо физической консолидации теперь ЕСМ рынок говорит о логической консолидации всех каналов взаимодействия с внешними потребителями, важное место среди которых занимает веб-сайт, через который можно инициировать внутренние бизнес-процессы.

15 комментариев:

  1. Константин!
    Будет все же хорошо, если вы сами будет устанавливать в пост тег -- more --
    Процедура описана тут: http://ecmclub.blogspot.com/2009/10/blog-post_4365.html

    Если нужно -- можно связаться напрямую, чтобы пояснить.

    ОтветитьУдалить
  2. Очень характерный пример текущего состояния WCM в России - нашумевшая пару недель назад история с "хакерской атакой" на сайт "МК" (думаю, все в курсе).

    Сегодня я опубликовал в своем блоге довольно-таки большой пост (практически - статью :) ) с анализом событийного ряда этой истории - http://ecm-discovery.blogspot.com/2009/12/blog-post_17.html

    В ближайшее время планирую написать еще один пост на тему "WCM в России" - на это раз более аналитического плана. Так что, приглашаю заходить-читать.

    ОтветитьУдалить
  3. Альберт!
    Я предлагаю вам использовать вариант, когда вы пишите текст у себя, а в других блогах (в том числе тут) даете ссылку. Как это сделали сейчас. Но порой это лучше сделать в отдельном посте.
    Мне кажется хорошим вариантом, когда пишется либо небольшой отдельный текст и дается ссылка, либо приводится "оттуда" несколько первых фраз, а далее идет ссылка на полный пост.

    ОтветитьУдалить
  4. Андрей, если бы я хотел обсудить тему "взлома" здесь, то так бы и сделал - написал бы короткий пост со ссылкой на свой развернутый текст. У меня же была другая цель - показать один аспект WCM, который зачастую недооценивается в российских интернет-проектах - безопасность.

    А вот второй анонсированный (но пока не написанный) пост, думаю, будет уместным и в этом блоге. Так что, как только напишу - сделаю короткий перепост здесь.

    ОтветитьУдалить
  5. Очень здорово, что здесь подняли тему соотношения WCM и ECM в России. Мое видение того, что есть на Западе и того, что есть в России - совпадает с тем, написал Константин.

    Рынок веб-приложений и рынок корпоратинвых приложений в Росии сейчас настолько разные, что их даже сравнивать сложно. Это и абсолютно разные порядки стоимости проектов и подход к работе и уровень требований. Сложно сказать, с чем это связано, но рынок веб-разработки - просто "незрелый" если его сравнивать с корпоративными приложениями. Причем, с обеих сторон - и со стороны заказчика и со стороны разработчика.

    Думаю, это связано с тем, что уровень развития бизнеса и уровня управления предприятиями, когда появился Интернет - принципиально разные. На Западе веб быстро стал еще одной коммерческой средой, у нас же процессы развития бизнеса и интернета шли параллельно, и уровень ведения бизнеса пока сильно отстает от Запада.

    Что касается российских вендоров WCM - ну, мы понимаем важность связи WCM и ECM и обновления продуктов в этом году как раз направлены были на то, чтобы предприятие могло создавать единое информационное пространство - Интернет+Интнарент. И в интернет-системах и в интранет-системах у нас есть системы управления бизнес-процессами и возможность интеграции внешного сайта с внутренним порталом.

    Что касается технологического уровня развития WCM, то мне кажется, он не уступает тому, что есть на Западе. Буду рада конкретным примерам - в чем мы отстаем, возможно, мой уровень знания западных систем ниже :-)

    ОтветитьУдалить
  6. Al_Bert - скажите, пожалуйста, а что "характерного" в ситуации с МК? На мой взгляд, ничего характерного там не было. Напишите мне, пожалуйста, если хотите узнать наши комментарии.

    Что касается безопасности, то за других не скажу, но в наших системах (1С-Битрикс, а именно на ней был разработан сайт МК) уровень безопасности очень высокий. Так что, думаю, нужно искать причины потери сайта МК в другом :-)

    ОтветитьУдалить
  7. Светлана, чтобы сразу было понятно - я не критиковал продукт, на котором был сделан сайт.
    Как я уже писал у себя в блоге, я намерен написать серьезный пост с анализом подхода заказчиков к реализации WCM-проектов в России.

    Характерной же (в смысле российского подхода к WCM) я назвал ситуацию с сайтом "МК" по следующим признакам:
    1. Для контентно-насыщенного сайта (а то, что сайт газеты именно такой, думаю, никто не будет оспаривать) не было предусмотрено нормальное хранилище ценного контента. Иначе - как можно было потерять практически весь архив исторических фотографий и других материалов?
    2. Бизнес-процессы подготовки и публикации контента не были настроены должным образом. Это не претензия к продукту - это претензия к тем, кто продукт администрировал.
    3. Система безопасности не была настроена должным образом - пример с заходом под аккаунтом студентки с получением административных полномочий.
    4. Про отсутствие бэкапа не сказал только ленивый...

    Это вкратце. Подробнее, как я сказал, напишу позже у себя.

    ОтветитьУдалить
  8. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  9. Я рад приветствовать появление в нашем сообществе Светланы, представителя "1С-Битрикс" (если не ошибаюсь - директора по маркетингу). Эта компания, в моем представлении -- один из наиболее ярких и динамичных игроков на российском софтверном рынке в целом. Интересы этой компании быстро расширяются, в том числе в направленнии задач СЭД, и я бы советовал присмотреться к этому процессу...

    ОтветитьУдалить
  10. Al_Bert "За державу обидно" :-) Я знаю массу примеров, когда WCM в компании на достойном уровне. В том числе, множесто интернет-версий крупных изданий работает так.
    Т.е. у нас в России, конечно же, отставание, но ИМХО, все совсем не так уж плохо. Я знаю множество издательств с мировыми брендами, (которые работают на Битриксе, поэтому и знаю) и все у них ок :-) Если хотите - могу поделиться информацией.
    К тому, что не ругать, по-моему нужно, а приводить в пример то, что хорошо сделано :-)

    ОтветитьУдалить
  11. Прежде чем присматриваться к ЭТОМУ процессу как нам всем рекомендует Андрей, хочеться спросить Андрея, а где же этот новый маркет-киллер продукт в так любимом вами или Вами (даже не знаю уже как писать в свете вашей или Вашей дискуссии пространой) отчете ДСС по признаку "наиболее популярного" или, быть может, он напротив относится к категории страшно дорогих точечно внедряемых? но отчего его тогда нет в столь не любимом вами или опять Вами отчете Си-ньюса ? Вы тут что джинсу нам просунуть хотите под видом блога ? Я лично очень хорошо знаю этот продукт и считаю его одним из лучших отечественых ВСМ приложений, но давайте решим сначала все же является ли ВСМ частью пропагандируемых вами СЭД или все же часть признаного всеми прочими понятия ЕСМ ? Первое вероятно всем кажется абсурдом, так же как и путь от ВСМ к ЕСМ как любой обратный путь гораздо более длиный и неочевидный чем наборот. Так что хороший продукт главное не испортить плохим пиаром :-)

    Игорь Смирнов

    ОтветитьУдалить
  12. Решил еще добавить по сути вопроса с сайтом МК, после того как внимательно ознакомился с полным текстом статьи Альберта в его личном блоге... Знаете, что мпеня больше всего поразило в мастерски подобраной фактуре ? Несерьезное отношение МК к своему сайту, которое сквозит буквально по всем фактам, о которых писал Альберт, а вовсе не продукт как таковой, котрый я повторю еще раз я знаю и он мне нравиться. Как можно, если МК считает что сайт для него существеная часть его бизнеса, так сильно экономить на нем ? Или все же на самом деле МК как и все прочие традиционые СМИ выступающие с интернет-инициативами вовсе не считают их серьезными и ровно поэтому так на них экономят ? Мне кажеться, что последнее ближе к правде...

    Игорь Смирнов

    ОтветитьУдалить
  13. Игорь Смирнов >> Первое вероятно всем кажется абсурдом, так же как и путь от ВСМ к ЕСМ как любой обратный путь гораздо более длиный и неочевидный чем наборот.

    Вот до первой запятой во фразе мне все понятно. А вот с путями от WCM к ECM и обратно - честно признаюсь, запутался. Игорь, не поясните. что Вы имели в виду? Спрашиваю абсолютно серьезно, без стеба, т.к. в вопросе о соотношении ECM и WCM (и в первичности-вторичности каждого из понятий) я нахожусь на позиции, полностью совпадающей с изложенной Константином (не в силу корпоративной этики и солидарности, а в силу знаний и воспоминаний о том, как это происходило в конце 90-х и начале 2000-х годов)

    ОтветитьУдалить
  14. > так любимом вами или Вами (даже не знаю уже как писать в свете вашей или Вашей дискуссии пространой) отчете ДСС

    Честно говоря, я перечитал этот комментарий, то так ничего и не понял. Искренне даже не знаю, что тут можно ответить. Да и нужно ли.

    Например, с чего вы взяли, что отчет ДСС является любимым? Я вообще слово "любимый" к любому отчету никак не могу применить...

    Не помню, о каком макет-киллере идет речь? Я не помню, что вел какие-то разговоры об этом.

    И что такое ВСМ?

    ОтветитьУдалить

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.