Кто, зачем и как (о блог-проекте) === Мой основной персональный Web-ресурс тут:

воскресенье, 11 июля 2010 г.

Миф о безбумажном офисе

Тема перехода к полностью электронному документообороту и отказу от бумажных документов регулярно всплывает в обсуждениях в нашем виртуальном клубе. Что ж, это вполне логично, ведь электронные документы - это то, чем управляет СЭД. И раздаются голоса, что, мол, грядут такие времена, когда бумага и вовсе канет в Лету. И иногда это звучит вполне убедительно.

Смотрите сами: очень важный и денежный сегмент — фондовый рынок. Акции существуют сегодня исключительно в бездокументарной форме. Бумажные акции стали раритетом, почти музейной редкостью. И все биржи прекрасно работают без всякой бумаги. Может и в остальные задачи этот опыт будет перенесен?

Сторонники бумажных документов почему-то всегда упирают на их юридическую значимость. Но ведь акции продаются и покупаются, очень юридически значимо, без бумаги. Еще один сильный довод за бумажные документы — долгосрочное хранение. Есть мнение, что бумажные документы более сохранны. Не знаю, не знаю... Столько архивов погорело... Стоит лишь немного вспомнить историю, начнем хоть с Александрийской библиотеки.

Но тем не менее окружающая нас действительность говорит о том, что бумажные и электронные документы будут сосуществовать в обозримой перспективе. Оказалось, причин продолжать пользоваться бумажными документами у людей значительно больше, не только ради их юридической значимости.

Недавно попалась на глаза одна любопытная, хоть и не очень новая книжка (2001 г. издания):
The Myth of the Paperless Office
Abigail J. Sellen and Richard H. R. Harper

В ней авторы подробно разбирают, откуда взялся миф о безбумажном офисе и почему нам так нравится работать с бумагой.

Итак, фразу «безбумажный офис» запустили парни из Xerox PARC, хотя сама мысль о замене бумажного стиля работы чем-то другим восходит еще к Самуэлю Морзе и его идее электронной почты, это аж 19-й век.

Мы пользуемся бумагой потому что она просто удобнее для многих задач. Но почему все же возникает мысль о безбумажном офисе? Что не так с бумагой?

  1. Бумажный документ является символом прошлого, старомодным.
  2. Расходы. В принципе стоимость собственно печати невелика, по сравнению с инвестициями для тотального использования электронных документов. Но стоимость становится проблемой, когда документов очень много.
  3. Пользование. Одним экземпляром может пользоваться один человек, локально. В другое место документ еще надо доставить. И бумажные документы статичны.

Эти неудобства работы с бумагой дают шанс электронным документам. Вроде преимущества электронных документов налицо. Однако переход к безбумажным технологиям требует также и организационных изменений, к чему компании просто морально не готовы.

Следующий аспект — работа со знаниями.
Это включает нас, людей, разные компьютерные системы и всевозможные бумажные документы. Эксперты по Knowledge Management обычно уделяют много внимания людям и и компьютерным системам, обходя вниманием бумажные документы.

Большое исследование провел МВФ. Интересно, что использовались этнографические методы, чтобы выявить, как именно люди работают с бумажными документами. И вот что пишут о бумаге:
  1. Она поддерживает установление авторства. Черновики могут быть электронными, но финальный документ авторы предпочитают иметь на бумаге.
  2. Knowledge workers, работники знаний, просматривают документы на бумаге, особенно материалы своих коллег.
  3. Когда они думают о своих задачах и планируют работу, они пользуются ручкой и бумагой. (Связь между мышлением и моторикой, никакой компьютер этого не заменит.)
  4. Бумага поддерживает коллективную работу с документами. В ходе дискуссии удобно делать пометки и комментарии.
  5. Бумага помогает работниками знаний «смазывать колеса коммуникации в организации». Когда важный документ должен быть доведен до сведения разных важных лиц, лучше дать бумажную копию лично в руки, чем разослать по электронной почте.

И еще много чего можно сделать с бумажным документом, чего нельзя с электронным – порвать в гневе, скомкать и швырнуть в кого-нибудь, разложить все нужные документы на столе, чтобы обозревать все сразу.

Хоть МВФ является особенной организацией, это исследование можно считать вполне репрезентативным, потому что со знаниями люди везде работают сходным образом. Вывод такой — бумажные документы хорошо поддерживают процесс работы со знаниями и электронные технологии не могут их в полной мере заменить.

Чтение с бумаги
Есть мнение, что с ростом разрешающей способности и качества изображения электронных устройств, люди переключатся на чтение с экрана. Авторы отвергают этот тезис. Он провели специальное исследование на эту тему, взяв 15 человек разных специальностей, от пилота до хирурга и агента по недвижимости.
И вот что получилось:
  1. Чтение повсеместно. т. е. люди читают везде.
  2. Бумага предпочтительнее как носитель (media) для чтения.
  3. Есть различные виды чтения. Мы читаем чтобы идентифицировать, ознакомиться, вспомнить и т. д.
  4. Есть различные способы чтения. Чтение документа от начала до конца встречается редко.
  5. Чтение вместе с письмом.
  6. Использование множества документов. Почти в половине случаев, читая один документ, мы заглядываем в другие.
  7. Сложная роль технологий. Бумага используется в сочетании с современными технологиями.


Что будет дальше?
Должны ли электронные устройства копировать бумагу? Авторы отвечают, что нет.
Люди должны понять, где использование бумаги удобно, а где нет.
Системы управления документами помогают использовать и бумажные документы как аналитический ресурс.

Так что же будет с бумагой?
Во-первых, существенный прогресс в уменьшении расхода бумаги не может быть достигнут без серьезной перестройки методов работы. Во-вторых, цифровые альтернативы бумаги еще не достигли достаточного качества. В-третьих, удобство пользования бумагой настолько велико, что даже когда появятся электронные устройства следующего поколения, для некоторых работ люди будут пользоваться бумагой.


И еще недавно вышла книга, написанная в соавторстве двумя умными людьми:
Жан-Клод Карьер, Умберто Эко Не надейтесь избавиться от книг! N'esperez pas vous debarrasser des livres
Жан-Клод Карьер, Умберто Эко
Не надейтесь избавиться от книг!

Я обязательно почитаю.

16 комментариев:

  1. Противостояние сторонников бумаги и сторонников электронных документов – давно в прошлом.

    В ближайшее время основная борьба IMHO развернётся между «электронными экстремистами», в рядах которых, замечу, много ИТ-специалистов, но крайне мало практиков управления документами, - и «умеренными», которые оптимальным решением на ближайшие десятилетия видят переход на смешанный документооборот, в котором доля электронных документов будет со временем возрастать, а бумажные документы будут постепенно оттесняться в специализированные «ниши».

    Еще один сильный довод за бумажные документы — долгосрочное хранение. Есть мнение, что бумажные документы более сохранны. Не знаю, не знаю... Столько архивов погорело...

    А уж сколько электронных документов и информации уже было потеряно конкретно в России на каждой смене компьютерных технологий! И, замечу, в России до сих пор нет ни единого государственного электронного архива – так что и гореть пока что нечему :)

    Однако главный аргумент в пользу бумаги, микроплёнки и других аналоговых носителей заключается совсем в другом. Мы знаем, как сохранять традиционные документы, и, в отсутствие форс-мажорных обстоятельств, можем гарантировать их сохранность в течение столетий.

    В отношении электронных документов, таких технологий мы пока не знаем и гарантировать их длительной сохранности не можем – особенно без потери юридической/доказательной силы. Можем лишь рассчитывать на то, что человек всегда сможет что-то придумать. Чтобы как-то выкрутиться, уже приходится «подкручивать» законодательно-нормативную базу – в законодательстве стран-лидеров уже отказались почти ото всех требований сохранять подлинники, поскольку стало ясно, что с электронными документами эти требования невыполнимы.

    ОтветитьУдалить
  2. А я, например, просто не очень понимаю, о чем тут ведется разговор и о чем идет спор.

    > Тема перехода к полностью электронному документообороту и отказу от бумажных документов

    Лично не помню, чтобы кто-то говорил о полном переходе к электронный документу и о полном отказе к бумажным.
    О каких "электронных экстримистах" говорит Наталья, я тоже не понимаю.

    И вообще, задача автоматизации заключается не к том, чтобы внедрить одну технологию вместо другой. Ее цель - повышение эффективности, производительности, надежности. А технологии -- это средство достижение этой цели, но не цель.

    Где и в чем вы выдите проявление экстемизма конкретно? Кто возражает против тезиса о том, что любая модернизация должна идти эволюционным путем? Совершенно непонятные упреки в сторону ИТ-специалистов, для которых принцип обеспечения "непрерывности бизнеса" (его устойчивости и надежности в том числе в условиях смены технологий) является базовым, ключевым.


    > таких технологий мы пока не знаем
    Кто эти "мы"? Специалисты по хранению данных их знают.
    То, что нажежность хранения электронных носителей на порядки (несколько порядков) выше, чем бумаги, -- даже не хочет тратить время на такие очевидные вещи.

    Но есть еще одни момент. Как только разговор заходит о проблематике ECM, но на этом блоге почему все сказу скатывается к вопросам юридически-значимым докумемнам и архивам длительного хранения.
    Но если посмотеть на круг задач ECM, то в нем документы, со сроком хранения в 10 и более лет, занмиаю доли или даже сотые доли процентом.

    Да, это важная проблема, это важные документы. Но давайте мы как-то определимся -- о каких задач мы говорим в ECM Клубе? Только о государственных архивах или о жизни во всем ее многоообразии?

    ОтветитьУдалить
  3. akolesov>> Специалисты по хранению данных их [технологии обеспечения долговременной сохранности электронных документов, с сохранением их юридической значимости] знают.

    Фамилии специалистов? Ссылки на их публикации? :)

    ОтветитьУдалить
  4. Наташа!
    Вы опять все сводите к проблеме долгосрочного хранения документов и поддержки их юридической значимости! А еще раз повторяю, что эта проблема - доли процентов от общей проблематики ECM.
    Жизнь не состоит только из постановлений партии и правительства, которых нужно хранить в Особых папках.

    Вы говорите об узко-специальных вопросах, и их нужно обсуждать с такими же узкими специалистами.

    В то же время задача хранения (догосрочного) юиридически-значимой информации настолько широко решается, что приводить тут какие-то ссылки на конфректных специалистов и какие публикации - это просто несерьезно.

    Для меня достаточно знать, что проблема решатся. Основания для такого мнения - это образование в этой сфере и опыт личной работы. И представление об это на чисто бытовом уровне.

    Вот Стас сказал об электронных операциях на биржах. Это юридически значимые документы? Еще какие!

    Я не знаю, как именно тот ж Сбербанк решает проблемы хранения своей информации. Знаю, что решает. Обратитесь туда, вам расскажут.

    Узнайте, как решают эти проблемы в США, Англии...

    Вы с таким же успехом можете спрашивать у меня имена ученых-физиков. Я их не знаю... Но знаю, что АЭС работают...

    Я не говорю, что проблема архивов проста. Но это не основание говорить, что она не решаема.

    И опять же: мы что, все вопросы ECM сводим только к хранению юридически значиных документов?

    ОтветитьУдалить
  5. Никто не спорит, что важно обеспечить юридическую значимость электронных документов. Но таких документов во всем потоке - ничтожная часть.

    На принтер посылают не только юридически значимые документы. Вот люди и взялись исследовать - почему нам так важна бумага. Мне это исследование показалось интересным. Как раз в плане того, что раздвигает границы нашего восприятия, уводя с заезженных тем. А мы все норовим туда вернуться.

    Да, с электронными документами не все просто. Да, теряются. Вот Умберто Эко говорит, что не смог найти первый вариант рукописи "Маятника Фуко", потому что набивал на компьютере. И что? Книга-то все равно вышла.

    ОтветитьУдалить
  6. Вижу, нам действительно мешает язык. Будь у нас различие между Document и Record, дискуссия шла бы по другому пути.

    ОтветитьУдалить
  7. > Будь у нас различие между Document и Record, дискуссия шла бы по другому пути.

    Прекрасное потверждение тому, что "определения нужны"
    Даже тут, в узкой тусовке постоянно возникает недопоние, о чем же мы говорим. А что же говорить, если мы начинаем общаться с ауидторий в тысячи и десятки тысяч людей.

    Только, нужно не только разчитать документы и записи, но разобраться, что мы понимаем под "контентом"...

    ОтветитьУдалить
  8. >>> Прекрасное потверждение тому, что "определения нужны"

    Не просто определения, а определения, апеллирующие к неким новым и оригинальным свойствам объекта. Электроный документооборот относится к бумажному так же, как лифт к леснице? Или не так?
    Какие новые функции он даст? Или это просто тоже самое, что на бумаге, только уже на мониторе?
    Приведу простой пример. Должна ли быть в СЭД реализована защита от человеческого фактора? Если да, то СЭД уже имеет какие-то новые качества.
    Вот - http://www.raspo.ru/blog.html?id=14 Нерадивый исполнитель, который готовил документ, сморозил заведомую чушь. Хорошая СЭД должна "увидеть" в общем приказе упоминание конкретного продукта (неважно - Windows. Linux ...) и выдать би-би. Мол, исправляй, дорогой товарищ, твой документ по внешним признакам противоречит тому-то и тому-то.

    ОтветитьУдалить
  9. Сергей, теоретически возможно прикрутить к СЭД аналитические инструменты. Будут извлекать факты и сущности и можно построить некий фильтр - би-би будет.

    Прочитал пост по ссылке. Антимонопольный аспект в данном случае меньше всего волнует. Возможно некоторые люди подзабыли, что есть видовые названия вместо собственных.

    Говорят Гугл даже умоляет народ перестать использовать их название как глагол - это может привести к потере бренда.

    Но там другая угроза на мой взгляд - чем бы скриншот не сняли, через IE или Chrome, проблема в его легитимности. Чем докажут, что это именно с того сайта и что потом в Paint'е ничего не поправили? Слабовато выглядит. Надо бы еще логи хранить и прочие метаданные.

    ОтветитьУдалить
  10. > Хорошая СЭД должна "увидеть" в общем приказе упоминание конкретного продукта

    Сергей! Мне очень понравилась эта идея о новой качестве! (с) фиксируем за тобой, но идея будет проходить под лицензией GNU для возможности ее развития ;-)

    > проблема в его легитимности.
    Я так понимаю, что речь идет не о проверки на легитимности, а о проверке текста документа на некоторые ошибки содержательного плана (типа - в таких документах не должны упоминаться названия конкретных поставщиков и конкретных продуктов) на этапе подготовки документаю

    ОтветитьУдалить
  11. Андрей, может я всуе неправильно слово употребил - легитимность.

    Скажу попросту: ну сохранил кто-то якобы скриншот. И что? чем докажут, что это именно скриншот, а не чья-та подделка? и что снято именно с этого сайта в это время? - процедура как-то слабо прописана.

    и еще одна мысль: если обычным скриншотам готовы придать ту самую юридическую значимость и использовать их как доказательства, без всякой ЭЦП, чего мы копья ломаем в остальных случаях? непоследовательно как-то выходит. Если принять логику этого документа, то любой файл уже Record.
    (утрирую немного, но где-то так)

    ОтветитьУдалить
  12. Продолжу рассуждения о новом качестве. Я внимательно читал этот блог. И вот к какому выводу я пришел.
    У нас нет электронного документооборота. У нас есть электронизированный документооборот. Грубо говоря, по сути он остался "бумажным", поменялся только носитель.
    Почему так? Обратите внимание, в практически любой теме есть упоминание о юридических аспектах проблемы. Гуманитарщина, блин :).
    А задача прежде всего информационно-технологическая. Бизнес должен предложить концепцию СЭД. Техническую прежде всего. А юристы пусть потом думают, как все это привязать к законам.
    Это возможно в случае наличия зрелого бизнеса. Не распильщика бюджета, а творца и создателя.
    Пока же замкнутый круг. Бизнес не видит смысла в разработки информационно-технологической концепции СЭД, поскольку для ее практического применения нет готовых законов (проще говоря - госзаказа в ближайшее время не будет и пилить пока нечего). Гос-во не видит смысла менять закон, поскольку непонятно, что такое СЭД. Мыло, мочало...

    ОтветитьУдалить
  13. Сергей!
    Ты очень точно сформулировал суть проблемы!

    Я тут пытаюсь уже несколько месяцев (с конца прошлого года) определиться с пониманием термина СЭД. Мне же объясняют, что это и так понятно всем, кроме меня :-)

    А проблема в том, что под СЭД в этой ситуации неопределенности каждый понимает свое, удобное ему.

    Термин же совершенно условный, он не соответствует внутреннему содержанию.
    Ведь на самом деле, как я понимаю, делопроизводство управляет не самими документами, а карточками на документ. Так что СЭД сегодня - это управление картотекой, а не документами.

    Так что и носитель документа чаще всего отстается бумажным. Поменялася только картотека.

    Вот такое парадокс. В нашей редакции реализован самый, что ни на есть электронный документооборот (у нас почти не используется бумага, даже в литредации). Но при этом спецы говорят, что у нас нет СЭД, потому, что мы не работаем с "юридически значимыми документами", и регистрация документов не на должном уровне :-)

    ОтветитьУдалить
  14. >>> Но при этом спецы говорят,

    СЭД нет, а спецы есть? "Мы живем в самой прекрасной стране..." :)

    ОтветитьУдалить
  15. Да утрите вы слезы, наконец

    http://www.tadviser.ru/index.php/%D0%A1%D0%AD%D0%94

    http://www.computerra.ru/own/vasiliysk/546439/

    ОтветитьУдалить

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.