Кто, зачем и как (о блог-проекте) === Мой основной персональный Web-ресурс тут:

вторник, 15 июня 2010 г.

Презентация AIIM на Докфлоу. Часть вторая Компьютеры везде

Да, действительно компьютеры везде. Ну и что? Зачем снова нам рассказывают про чудеса техники и о том как круто найти ресторан поблизости, если у вас есть iPhone. Да мы и без айфона найдем, где выпить. Но зачем-то это включено в презентацию на открытии большой конференции. И, уверяю вас, едва ли это специальная версия доклада для отсталой России. Обычно это откатанная презентация для любых оказий, будь то Москва, Нью-Йорк или Куалу-Лумпур.

Не думаю, вице-президенту AIIM была охота тратить время на банальности. Должен быть в этом какой-то смысл – почему повсеместное использование компьютеров побуждает задуматься о стратегии ECM? Будем искать!


Итак, первый пример — с ресторанами. Человек при помощи своего мобильника по фотографии с места где он стоит сразу, прямо на картинке, получает информацию что где находится. Техническая сторона вызывает уважение – много технологий задействовано, чтоб создать такой сервис. Где место ECM во всем этом?

Для начала решил узнать, что это за Yelp. Проект стартовал в Сан-Франциско в 2004 г. и сейчас охватывает довольно много городов в Америке, Ирландии и Франции. При ближайшем рассмотрении оказалось, что это не более чем «сарафанное радио» в эпоху Интернет. Мобильный клиент — это всего лишь реализация того-же сервиса в другом форм-факторе. Для любопытных - подробнее здесь: http://techcrunch.com/2010/01/15/yelp-iphone-app-4-check-ins/

Если коротко, то с помощью этого сервиса можно выбрать заведение, за-check-in'иться, известить народ, куда идти и отслеживать их движение к месту встречи. Вроде как сервис для тусовщиков, чистая развлекаловка. Почему это на почти серьезной конференции?

Я для себя нашел только такой ответ: Это отличный пример воплощения концепции Web 2.0 именно в том виде, как предсказывал Тим О'Рейли. Возможно, слишком легкомысленный пример — как организовать вечеринку, но попробуйте сами перенести это на другие обстоятельства.

Но вернемся к исходному тезису – компьютеры везде. Это уже подразумевает и всевозможные мобильные устройства и нетбуки, обычные компьютеры и еще наверное нечто, что мы пока не можем вообразить. Теперь человек не мыслит себя без компьютера (как алкоголик без стакана).

Так вот видимо в чем фишка! --- повсеместное распространение компьютеров оживляет все идеи и концепции Web 2.0. Нарвавшись на плохое обслуживание в ресторане, человек может тут же написать свой отзыв и разместить в сети – пока нерасторопный официант уже полчаса несет его пиво. Делать это дома, после нескольких кружек (ведь когда-то же даже все-таки вам приносят ваше пиво) едва ли кто будет, если он не законченный зануда. Это ж надо включить компьютер, найти этот чертов ресторан, написать и запостить свой отзыв... Я бы заленился. А вот прямо на месте, тем более что мобильный прибор с GPS сразу покажет, где мы есть и откроет нужную страницу на сайте – отчего бы не сказать все как есть?

Для именно СЭД, как мы ее понимаем, этот пример мобильного контента  может и не актуален. Офисные компьютеры и так уже есть и спокойно ждут утра, когда на них снова посыпятся новые входящие и новые поручения встанут на контроль. А пока пусть менеджеры отдыхают и развлекаются — хотя бы и с использованием Web 2.0.

Второй пример — аварийный пульт страховой компании. Идея определенно хороша — с мобильного устройства запустить все бизнес-процессы, связанные с оформлением ДТП и сэкономить время на заполнение разных бумаг. Опять же, если смотреть узко, только со стороны СЭД, то нет никакой разницы, по какому каналу поступает входящий документам. Дальше стартует обычный процесс. В части технической архитектуры — СЭД должны быть интегрированы с мобильными сервисами.

Рискну сделать еще один вывод. Повсеместное использование компьютеров (а особенно мобильных) приводит к тому, что люди будут запускать бизнес-процессы находясь в любом месте. Также и сотрудники компаний могут участвовать в этих процессах, находясь где угодно. Не обязательно на Фиджи. Просто на своем рабочем месте, например на эвакуаторе, который прибыл по вызову на ДТП.

Это значит, что средствами автоматизации бизнес-процессов и контроля исполнения теперь могут быть охвачены и те работники, которые традиционно обходились без компьютеров. Помню сакраментальное выражение многих сейлов при подсчете требуемого числа лицензий на документооборот: «нужно ставить всем сотрудникам, кроме шоферов и курьеров!» – А теперь, выходит, нужно и шоферам, и курьерам. Будет продаваться больше лицензий!

Дальше несколько хвалебных слов в адрес SharePoint. Похоже просто рекламная вставка. Однако статья, на которую ссылается автор (http://www.pcworld.com/businesscenter/article/189540/Windows_Phone_7_Spotlig ), довольно любопытна.
В частности там говорится, что Mircrosoft продала более миллиона лицензий на SharePoint и что этот сегмент остается наиболее быстро растущим. С помощью SharePoint, а также и Lotus Notes, говорит автор, можно создавать сложные бизнес-порталы, которыми могут пользоваться даже C-level decision makers (значит, высшее руководство непонятно почему уровень C, но ладно). Не забыт и Google Apps, который пока выглядит слабее.

Мы-то с вами это давно знаем и создаем такие порталы, и не первый год. Почему вдруг снова запели эту песнь? – Да опять все сворачивают к мобильным устройствам, к Windows Phone 7. Видимо, появилась надежда что наконец-то на мобильных устройствах станут использоваться бизнес-приложения и навороченные смартофоны перейдут из разряда устройств для гиков в ранг обычной офисной техники.

Как я в итоге понял тезис о влиянии всеобщей компьютеризации на стратегию ECM:
Всеобщая компьютеризация = всеобщая мобилизация (в смысле — использование всеми мобильных устройств).
Для ECM это означает резкое расширение числа пользователей – все сотрудники становятся участниками бизнес-процессов.
Инициация бизнес-процесса может происходить по внешнему событию, также с мобильного устройства.
Повышаются требования к ECM в части коммуникаций, доступности, режима работы 24*7, масштабируемости и пр.
Требования собственно к СЭД это затрагивает мало. (Если под СЭД понимать только корпоративный документооборот.)

4 комментария:

  1. Наверное, хуже всего то [хуже всего для производителей ECM], что функционал ECM со временем должен довольно сильно размазаться, разделиться на независимые (но связанные) части. Монолитные системы неудобны, малоподвижны и "неравномерно функциональны", когда имеется множество входов в систему, множество выходов, множество разных форматов контента, и привычные документы -- лишь один из них. "Компьютеры везде" -- это не только то, что документы в 99.9% случаев изначально уже электронные (никто ж на пишущей машинке их не создает), это и повсеместный доступ к информации, ее создание, размещение в периметре компании, причем в удобном именно для этого вида контента формате и режиме, с использованием подходящих инструментов.

    А вот функционал СЭД в этом смысле довольно цельный: знай регистрируй документы, отправляй их на согласование и подписывай. :)

    ОтветитьУдалить
  2. Максим, спасибо за ценную мысль - я крутился около, но не сформулировал. и даже немного расширю: все документы создаются и передаются сегодня в электронном виде. и тем самым расширяют сферу применения ECM.

    И небольшой каламбур: нынешние ECM-системы НЕИМОВЕРНО функциональны :)

    ОтветитьУдалить
  3. Максим, не соглашусь с выводами.
    Функционал ECM-платформ, действительно, "размазывается" или, как мы это называем, становится "общим сервисом". Вот только для нас как производителей таких платформ это не минус, а большой плюс. Я писал про это тут: http://www.bytemag.ru/articles/detail.php?ID=9171, почти 3 года (!) назад, почитайте, буду рад.
    СЭД в российской ипостаси, в отличие от ECM-платформы, наоборот, монолитна, цельна, малоподвижна и чрезвычайно "функционально неравномерна" (есть только СЭД).
    Так что тут у вас причинно-следственные связи перепутаны, на мой скромный взгляд.
    А насчет неимоверной функциональности - вот смотрите, например: облако как хранилище данных (просто мне такой пример ближе, мы с этим вживую работаем) весь жуть как неимоверно функционально по сравнению с жестким диском. Но ведь облаком проще пользоваться, не так ли? Оно не сгорит и на пол не упадет, и милиция его не унесет после опечатывания.
    Так что функциональность платформы и простота ее использования - суть одно и то же.

    ОтветитьУдалить
  4. Михаил затронул правильную, но другую тему - простота использования. До этого еще доберемся. Скажу только, что почти все внешне простые вещи внутри неивомерно сложны, как облака, например. Если пытаться понять, как это работает, то мозги вскипят. А если не заморачиваться этим и просто пользоваться --- то все и есть просто.

    ОтветитьУдалить

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.