Кто, зачем и как (о блог-проекте) === Мой основной персональный Web-ресурс тут:

понедельник, 7 июня 2010 г.

Наука и отасль ECM/СЭД

Коли я выступил зачинщиком обсуждения такой темы, как наука и отрасль ECM, то позволю себе резюмировать итоги дискуссии.

Во-первых, хочу поблагодарить всех за активное участие и ценные комментарии. Сразу скажу, что со всеми согласен. И вас призываю тратить меньше усилий на «подначку» коллег, а больше генерить продуктивных идей.

Большое спасибо Дмитрию Романову за самый конструктивный и практический комментарий.
Кроме АНХ и МФТИ что-то у нас еще есть на примете? – это снова вопрос к сообществу.

Также спасибо Станиславу Киму тоже за очень практический комментарий.
Как я понимаю, можем рассчитывать на поддержку в СПбГЭТУ.

Предлагаю все-таки разделять техническую и предметную часть — ECM как технологию, и документооборот как таковой. В своем первом посте я избыточно эмоционально выразился по этому поводу. (За что и получил по заслугам.) Однако рискну еще раз заметить, что у нас mindshare тематики, связанной с документоведением непропорционально большая по сравнению с тем местом, которое занимает Records Management в составе ECM. Остальные блоки ECM совсем далеки от нашего традиционного понимания документооборота. Достаточно хотя бы вспомнить презентацию Атле на Докфлоу. О чем он говорил? – социальные сети, лавина информации, мобильная революция и все такое. Вовсе не о регистрации, сроках хранения и судебных рисках. Это все важно, но это всего лишь часть ECM. Давайте не будем спорить, чья поляна важнее, просто найдем здравый баланс.

Не получил конкретных предложений, куда податься аспирантам-документоведам, кроме как во ВНИИДАД. По моему скромному разумению должны еще быть места. Справочник для поступающих в вузы я и сам бы мог взять. Нужны живые человеческие контакты, где зав. кафедрой понимает тематику ECM и может адекватно поддержать это направление, где можно найти реального научного руководителя.
(Наталья Александровна, надеюсь на Вашу помощь.)

Хорошее было предложение у Павла Эйгеса информировать сообщество о предстоящих защитах и при возможности поддерживать наших молодых ученых.

В качестве стратегической цели – а почему бы и нет? – можно обозначить Гарвард и MTI. Например, мой сосед по комнате в общежитии сейчас в Калифорнии, работает по специальности. И думаю, что многие могут сказать то же самое о своих одногруппниках.

Важный момент остался нераскрытым: Нужно руководителям компаний, чтобы их сотрудники вели научную работу?

Андрей Колесов спрашивал, где взять научных руководителей, которые были бы «в теме». И никто не сознался! Ждем добровольцев!

Согласен, давайте не будем зацикливаться именно на диссертациях. Именно вокруг этого разгорелся весь сыр-бор. Да, в любой науке были и будут слабые диссертации, сделанные для галочки. Бывают и — ах! совсем ужасные случаи – диссертации покупают. Какой кошмар!
Но помилуйте! Мы же не ставим себе целью провести реформу высшей школы и организации науки. Так и нечего об этом говорить. Сообщество может внести свой посильный вклад в улучшение ситуации не бесполезной критикой, а полезными действиями. Формулированием интересных тем. Установлением контактов с вузами. Вот коллеги из Документум частенько сетуют, что нет достойной аналитики рынка ECM в России. Так это тоже вполне тянет на научную работу — ведь вам же не нужны заказные продажные рейтинги, даже если можно купить первое место. Клиенты в них не верят. А работу такую в одиночку и на коленке сделать нереально.


Пусть будет шире — научные исследования. Приведу цитату из трудов человека, который успешно совмещал научную деятельность с практическим консалтингом, автора методологии онтосинтеза, мощного направления в консалтинге – В.С. Дудченко:

«Так, если я – старший научный сотрудник научно-исследовательского института, главным требованием ко мне будет требование проводить исследования и производить научное знание как конечный продукт в виде научных отчётов и статей. Главным же требованием ко мне как консультанту будет требование добиваться позитивных практических изменений в людях, процессах и организациях, которые я консультирую.»


Поскольку остались нерешенные вопросы, давайте проведем еще один тур обсуждения. После этого будем переходить к практическим шагам или закроем напрочь эту тему. Итак, давайте без взаимной критики, только по-существу – что нам делать, чтобы улучшить ситуацию с научными исследованиями в области ECM?

15 комментариев:

  1. Станислав М.! (поскольку есть еще и К. :-)
    Спасибо за отличный пример, как нужно вести последовательное и конструктивное обсуждение темы. И за интересную тему.

    Общий ответ на вопрос "что делать, чтобы учлучшать": нужно повышать связь науки и производства. И шаги тут должно делать в первую очередь производство.

    1. Повысить открытость процесса защиты разного рода работ. Информировать о предлагаемых темах, о предстоящих защитах, о проведенных защитах.
    Публиковать свои мнения, комментарии...
    Можно вести реестр таких защит (не думаю, что их очень много)

    2. Составить список НИИ, вузов, кафедр, где ведутся интересующие отрасль исследования. Установить контакты с их представителями, привлечь их к участию в работе отрасли.

    3. Представителям отрасли участовавать в процессе выполнения и защиты работ. В качестве научных рукодвдителей, оппонентов, рецензентов, просто участников защит. Делисть своими впечатлениями.

    4. Под эгидой отласлевых сообществ (ГУД, ДокФлоу) попробловать сформировать отраслевой заказ на НИР. ПУсть для начала одной НИР. Важно создать прецедент. ТЗ, тендер, публичный отчет о выполненой работе.

    Я тоже раньше предлагал, например, НИР по методике анализа ситуации на рынке (не сама анализ, а методику!), но получил, на мой взгляд не очень конструктивное возражение...

    ОтветитьУдалить
  2. Stanislav M...куда податься аспирантам-документоведам, кроме как во ВНИИДАД

    Если человек хочет защищаться по конкретной специальности, то ответ получить несложно. Нужно определиться с номером специальности (например, 05.25.02 — документалистика, документоведение, архивоведение), найти актуальный список диссертационных советов, и выполнить по нему поиск.

    По тому списку, что мне подвернулся http://www.e-bis.biz/spisok_dissovetov_15-06-2009.doc, диссоветы по указанной специальности существуют во ВНИИДАД, в РГГУ - 2, и в Краснодарском государственном университете культуры и искусств.

    Но, естественно, мало-мальски многогранные темы можно "вывернуть" и во многие другие специальности, как гуманитарные, так и технические. Тогда выбор диссоветов гораздо больше.

    Затем, я бы чётко ставила главную задачу: 1) защититься - либо 2) выполнить серьёзную научную работу. В первом случае, научному руководителю достаточно иметь самое общее представление о ECM. IMHO научный руководитель (доктор наук) должен обеспечить решение глобальных организационных вопросов, а для научного руководства нужно подыскивать "микрошефа" (а возможно, и нескольких, если тематика затрагивает как технические вопросы, так и вопросы делопроизводства, управления, права).

    Нужно четко понимать: люди, серьёзно разбирающиеся в ECM, в основном работают в бизнесе, на научное руководство им никто времени выделять не будет, и платить - тоже. Чтобы взять на себя даже неформальную роль микрошефа, их надо чем-то заинтересовать. Максимальные шансы на сотрудничество с ними – у молодых специалистов из той же компании.

    где взять научных руководителей, которые были бы «в теме»

    Не в каменном веке живем. «Вычислить» специалистов не так уж сложно – их не слишком много, и достаточно посмотреть публикации и выступления на конференциях за последние годы. Сейчас есть масса возможностей и для дистанционного общения (электронная почта), и для личного (конференции). Если знать язык, можно найти себе консультантов и из числа зарубежных корифеев. Аспирант должен сам немножко пошевелиться, - под лежачий камень вода не течёт!

    Из участников данного форума IMHO не менее половины могли бы быть микрошефами – если у них будет в этом заинтересованность.

    Нужно руководителям компаний, чтобы их сотрудники вели научную работу?

    Я уже отвечала на похожий вопрос Андрею. Научная работа может быть поддержана, если руководитель компании увидит в этом какую-то выгоду для компании. Для того, чтобы самим проявлять такую инициативу, большинство наших компаний ещё не созрело, поэтому аспирант должен уметь «продать» себя и свою работу руководству, увязав её с какими-то важными для компании задачами.

    Достаточно хотя бы вспомнить презентацию Атле на Докфлоу

    Оффтопик, конечно, - но презентация-то была для «дошколят». Просто мужику никто не сообщил, что в зале сидят люди, немножко понимающие в вопросе :))

    ОтветитьУдалить
  3. > Просто мужику никто не сообщил, что в зале сидят люди, немножко понимающие в вопросе :))

    или наоборот - очень далекие от такой постановки задачи. Такая презентация может быть воспринята бизнес-прессой, но ее на заседании, кажется, не было :-)

    Поддержка аспирантов со стороны компаний требует наличие стратегии развития компаний, как таковой. Стратегия не обязательно будет включать такую поддержку, но если стратегии нет, то и предмета ля разговора нет тоже :-(

    Кажется "микрошефы" раньше назывались соруководителями. Понятно, что роль главного шефа - это организационные вопросы в первую очередь.

    ОтветитьУдалить
  4. Еще один важный момент - апробация работ, в том числе на семинарах. Мне кажется, что о такой практике в ИТ-отрасли все уже просто забыли.

    ОтветитьУдалить
  5. И еще. ECM лежит на стыке трех направлений: документоведение, ИТ и право.
    Заход к исследованиям со стороны ИТ -- это очень важно и интересно.

    ОтветитьУдалить
  6. >ECM лежит на стыке трех направлений: документоведение, ИТ и право.
    Думаю, направлений гораздо больше :)
    Например, к ECM имеют отношение и собственно менеджмент, как наука об управлении, и теория надежности, без которой не стоит браться за создание больших систем, и лингвистика, необходимая для реализации поисковых алгоритмов (и не только), и социология вместе с психологией (думаю, все понимают почему :),и экономика, без которой не ответить на вопрос "Зачем это нужно?", и математика, без которой все вышеперечисленное бессмысленно, и даже некоторые разделы физики...

    А учитывая, что самые плодотворные идеи и потенциальные "точки роста" действительно лежат как раз на стыках разных направлений - интересных тем для исследований просматривается довольно много.

    И в этом, кстати, может быть одна из причин того, что наблюдаемых исследований в области ECM не так много, как хотелось бы. Они просто "размазаны" по разным направлениям...

    ОтветитьУдалить
  7. Вот-вот, сложности с определением предмета исследований науки о ECM/СЭД могут иметь самую разную природу. Гипотеза #1 – никакого предмета нет (позиция Павла Э., как я ее понял). Очень похоже на правду. Но могут быть и другие причины – предмет исследования столь замысловат и необычен, что плохо помещается в обычные понятийные матрицы. Вроде как, если вы ожидаете на другой планете встретить жизнь в форме двуногих, четвероногих или, на худой конец, членистоногих, то можно ее и не найти, если она там есть в виде мыслящего океана.

    Новая наука начинается с наблюдений. Очевидный предмет исследования – ПРОДУКТИВНЫЕ (ДЕЛОПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ) СООБЩЕСТВА (корпорации, ведомства, отдельные подразделения или службы) – только сейчас, с появлением ECM/СЭД становятся доступны для наблюдения. ECM/СЭД - это, собственно, инструмент наблюдения (и измерений). Характерно, что непроизводственные сообщества (типа нашего тут с вами) и доступны для наблюдения значительно лучше, и давно уже подвергаются самым пристальным наблюдениям. С пока безобидными, вроде, целями. Не обращали внимания – реклама Google в блоге сначала предлагала купить систему документооборота, а последние пару дней лично меня зовет на какой-то сцайентологический сайт. Верно, робот читает наши посты (прочел слово «наука» и не разобрался в контексте). А не пробовали отправить в gmail’е письмо с просьбой посоветовать лекарство от ревматизма? Как думаете, от кого вам придет первый совет? Правильно… И хотя это противозаконно (для обычной бумажной почты), все мы знаем, что законы всегда отстают от технологий. Мне даже как-то неудобно об этом тут писать в присутствии уважаемой Н.А.

    Парадокс тут еще и в том, что поведение частного человека, чью приватность полагается уважать, просвечивается, а поведение корпоративного клерка (или чиновника, или еще ужаснее – сообщества чиновников), чью прайвеси на рабочем месте никто не гарантирует, нет. Надо сказать, в последнее время, больше в связи с Enterprise 2.0, вопросы прайвеси все чаще попадают в поле зрения профессионалов ECM – см. например http://aiimcommunities.org/e20/blog/foolishness-privacy

    ОтветитьУдалить
  8. Возвращаясь к науке. Назовем ее, например, corporate_metrics (по аналогии с наукометрией).

    Тут уместно будет сделать такое отступление. Производственные сообщества (типа, ведомства, да и все другие) не очень-то хотят, чтобы за ними наблюдали (проблема пресловутой прозрачности). Так что получить заказ на такие исследования от самой корпорации может быть не просто (если не сказать больше). Можно надеяться, что спрос на такие затеи в той или иной форме предъявят вышестоящие инстанции (пресловутый межведомственный документооборот, да и Sarbanes-Oxley Act 2002 из той же оперы). Тут как не вспомнить первооткрывателя таких исследований – е.и.в. Павла Петровича. Он, правда, неважно кончил. К слову, Павлу принадлежит также идея услуг «mail-государства» (знаменитый почтовый ящик с единственным «императорским» ключом для прямой (минуя столоначальников) переписки с поддаными). Заслуживает внимания и феномен «виртуального служаки» (подпоручик Киже), открытый в царствование Павла. Я это к тому, что исследования, возможно, давно ведутся, но их можно и не найти в Интернете. Как всякая настоящая «не детская » технология, ECM/СЭД может родиться в недрах не совсем уж гражданского сектора.

    Даже в начальном эмпирическом периоде науки кроме наблюдений, нужны какие-то рабочие гипотезы, чтобы не погрязнуть в массе элементарных микроуровневых данных и как-то оформить собранный материал для дальнейшего осмысления. Доводилось видеть толковые американские статьи с (эмпирическими) исследованиями зависимости срока работы (до увольнения или перемещения) менеджера в должности от организационной сложности (количества уровней иерархии) в корпорации и его положения в этой иерархии (количества вышестоящих начальников и нижерасположенных подчиненных). Это был, так сказать, анализ влияния структурных параметров корпораций на показатель типа «средняя текучесть управленческих кадров». Там, кстати, были также данные по всяким взаимным зависимостям этих структурных параметров и salary (это всех интересует). Мне кажется достаточно очевидным, что обработанные микроданные, поступающие из ECM/СЭД, особенно, если они будут доступны в виде межведомственных или межкорпоративных сопоставлений, могут быть очень ценны для практики государственного и корпоративного управления. Представьте, если выяснится, что чиновники какого-то одного министерства работают в несколько раз быстрее чиновников другого. Встанет вопрос о факторах такого ускорения и т.п. Кстати, малость нарушу тут кодекс блога и сошлюсь на единственный доклад нашей компании на Docflow, посвященный как раз измерениям на действующей СЭД.

    ОтветитьУдалить
  9. A_Sapozn>> ...вопросы прайвеси все чаще попадают в поле зрения профессионалов ECM...

    Посмотрела ссылку, - понравилось, особенно то, что человек не смотрит на "2.0" сквозь розовые очки.

    Кстати сказать, наметилась ещё одна любопытная проблема, представляющая собой другую сторону медали: нехватка в условиях избыточной прозрачности возможностей для конфиденциального обсуждения трудных решений.

    ОтветитьУдалить
  10. 2Н.А.

    Вы коснулись больного вопроса. Есть масса (косвенных) свидетельств того, что по-настоящему "конфиденциальные" обсуждения и по-натоящему "трудные" решения вообще стремятся избежать документирования (отчуждения). Оставляя в стороне хрестоматийные примеры из отечественной истории, вспомню случай с Ником Лисоном или разбираемый в суде прямо сейчас случай с Жеромом Кервьелем (http://lenta.ru/news/2010/06/10/kerviel/). Вообще говоря, реальные, а не воображаемые ECM/СЭД - тема очень колючая, чего никак не скажешь, слушая мармеладные доклады на Docflow. Разница приблизительно такая же как между реальной проблематикой управления сверхдержавой и содержанием речей ораторов на последних съездах КПСС. Разумеется, с известными поправками на масштабы и ответственность, но все же...

    ОтветитьУдалить
  11. Мне кажется, что такой в поставке вопроса (что серьезны вопроса требуют закрытости) есть большая опасность.
    Разумеется, получение лучших решений не обеспечивается голосованием большиства. Как говорил ДАнкевич ("Иду на грозу) - "бездарей всегда больше".

    Но есть опасность впасть в иллюзии "подземных заводов". Это из советской поры: у нас тут, в обычной жизни, наверху -- бардак, хреновые технологии пр. Но есть у нас закрытые от нас чудо-заводы, которые... Просто нам знать не положено.

    А потом выясняется - нет никаких чудо-заводов. А те, что спрятаны под землей -- их мало, и совсем это не чудо, а порой бардак еще бОльший.

    Вы знаете, я достаточно много имел дело в свое время с ВПК и некоторыми другими "секретами" и могу утвержать - как минимум на половину режим секретности нужен был для того, что скрыть ото всех не достижения, а отставания...

    ОтветитьУдалить
  12. Я завел речь не о целях или средствах обеспечения открытости/закрытости (как известно, проблематика защиты информации занимает в ECM/СЭД почетное место). Закрывать ту или иную информацию от посторонних бывает необходимо. Лично у меня нет также сомнений, что иногда бывает полезно скрыть заводы, которые есть, равно как изобразить заводы, которых нет. Тут речь идет о святая святых СЭД - о сохранении контента, позволяющего устанавливать ответственность.

    ОтветитьУдалить
  13. Вы спросите, при чем тут наука.

    Лично мне, трудно отделаться от ощущения, что мы ходим по краю огромного инновационного поля и только узость привычных понятий ECM/СЭД мешает заняться тут настоящим делом. То, что от этих инноваций попахивает кафкианским кошмаром - просто знак серьезности этой науки. Этическая многосмысленность (чтобы не выразиться резче) характерна для всех потенциально революционизирующих отраслей знания - примеры: трансплантология и генная инженерия.

    ОтветитьУдалить
  14. >Я завел речь не о целях или средствах

    Да, это я как-то не впопад :-) О своем чем-то думад...:-)

    ОтветитьУдалить
  15. Реплика вполне уместная, с содержанием я согласен, но с темой действительно несколько разошлась - в принципе, понятно, тут секреты, там секреты...

    ОтветитьУдалить

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.